Мы уже расказывали об опыте СЭЗ в развитых и развивающихся странах. К этому добавим и такие даные. Успешно функционируют СЭЗ в Африке – Либерия, Сенегал, Египет, Тунис, Мавритания; в Азии – Индия, Малайзия, Филипины, Шри-Ланка, Тайланд, Тайвань, Иордания, Сирия; в Латинской Америке – Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Уругвай, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гандурас, Ямайка и др.
В большинстве зарубежных стран уже сложилась определенная система управления СЭЗ. Значительный интерес представляет структура Компании развития свободных экономических зон. Во главе компании, как правило, стоит Совет директоров, возглавляемый Председателем. Всю организационно-техническую работу выполняет Генеральный управляющий, находящейся в подчении Совета директоров и Председателя. Чаще всего состав Компаний развития СЭЗ включается пять структурных подразделений:
адменистративный отдел (финансы, бюджет, персонал, планирование, таможня, управление инвестициями );
отдел маркетинга (изучения конъюнктуры рынка, продвежение товаров, реклама, привлечение инвесторов);
инженерный отдел (планирование производства, строительство, ремонт и техническое обслуживание, отношения с предприятиями комунального обслуживания);
отдел престижной деятельности (связь с напселением, с правительственными учреждениями, с заграничными офисами компании, с иностранными фирмами);
секретариат (бюджетный контроль, юридические консультации, подготовка статотчетности ).
Естественно, в политике многих зарубежных стран в отношении развития СЭЗ, как и в практике функционирования зон, происходят изменения. Что наиболее характерно в этом плане? Во-первых, привилегии, которые получили распространение в СЭЗ, все более активно выходят за рамки зон. Во-вторых, идет расширение числа зон “ импортно-промышленного” характера, т.е. зон, обращенных в нутрь страны, формирующих внутриней рынок. В-третьих, наблюдается тенденция создания в зонах национальных предприятий (не только с долевым участием иностранного капитала, но и целиком использующих свой национальный капитал). И, наконец, ориентация СЭЗ не только на производственно-торговые операции, но и повышенное внимание к оказанию услуг ( банковских, стаховых, информационных ).
Режим деятельности свободных зон развивающихся стран отличается от режима развитых государств.В СЭЗ развивающихся стран особое место занимает регулирование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся , запрет деятельности профсоюзов в пределах зоны , приостановление действия трудового законодательства в части фиксирования размеров зароботной платы и максимальной продолжительности рабочего дня , освобождения предпринимателей от уплаты взносов в фонды сооциального страхования и т.п.)
Рассматривая зарубежный опыт создания и функционирвания СЭЗ с точки зрения использования в России , необходимо подчеркнуть , что формальный подход недопустим . Даже самые эфективные , самые перспективные оргаризационные формы СЭЗ в условиях нашей страны могут не дать положительных результатов . В регионах России много специфических особенностей , а главное – в нашей стране еще не сложились нормальные рыночные отношения . Но, пожалуй , стоит внимательно присмотреться к китайской конкуренции многоступенчатой открытсти , которая в значительной степени учитывает территориальные , природно-сырьевые и социально-економические особенности своих регионов.
Говоря о зарубежном опыте деятельности СЭЗ , обратим внимание на предложение создать межгосударственные зоны , выйти за рамки одной страны. Так, в Кабинете Министров США уже обсуждался проэкт создания в Европе глобальной свободной экономической зоны (зона свободной торговли, общая зона инвестиций и т. д.). Предпологается, что в зону свободной торговли, войдет 15 европейских стран, США, Канада и Панама. К 2005 г. планируется также создать зону свободной торговли, объеденяющую страны Заподного полущария, то есть весь Американский контенент, включая островные государства, кроме Кубы. Насколько этот план осуществим, покажет время.