ду ЗСТ) действуют в Австрии: в Линце, Граце, Зольбад-Халле и Вене.
Старейшая из них – в Линце. Это крупный город на севере Австрии (земля Верхняя Австрия), речной порт на Дунае, аэропорт, важный транспортный узел, развитая промышленность, продукция которой в значительной степени идет на экспорт. ЗСТ в Линце располагает значительным производственными площадями: около 40 тыс. м. составляет площадь пакгаузов, транзитных депо, складов; около 100 тыс. м. – площадки для открытого хранения; склад-холодильник площадью 5,8 тыс. м; промышленное здание площадью около 13 тыс. м; сборочные мастерские – 5 тыс. м; кроме того, административные здания.
Другие австрийские ЗСТ уступают линценской по своим масштабам. Согласно законодательству Австрии, зоны свободной торговли могут не только заниматься торговыми операциями, хранением, маркировкой, экспонированием, но и производственной деятельностью. Управляют зонами свободной торговли ТОО (товарищества с ограниченной ответственностью) – в трех зонах и акционерная компания – одной. Участниками этих управленческих структур являются как местные органы власти, так и банки, торговые палаты, промышленные объединения.
Две зоны свободной торговли активно действуют в Греции – одна в Салониках, другая в Пиреях. Они созданы соответственно в 1925 и 1932 гг. Управление ЗСТ в Салониках возложено на специальный автономный орган, входящий в состав Министерства торгового флота, а в Пиреях – на администрацию порта.
На ряду со значительными льготами, предоставленными ЗСТ (например, предприятия, созданные в зонах с разрешения администрации, министров торгового флота и финансов, имеют право беспошлинно ввозить необходимое сырье и материалы, льготы для транзитных грузов и т. д.), существуют и серьезные ограничения: запрещен ввоз товаров, составляющих монополию греческого правительства (соль, керосин, спички, бумага для сигарет и др.); ввоз в ЗСТ товаров греческого производства требует специального разрешения, также как и переработка товаров, предназначенных для использования в Греции, невозможна без одобрения таможенных органов.
В 60-х годы стала серьезно заниматься созданием свободных экономических зон Финляндия. Здесь появились ЗСТ в Ханко, Хельсинки, Турку. Они управляются акционерной компанией, причем часть акций принадлежит муниципалитетам. Заметим, что, кроме местных органов власти, деятельность ЗСТ держит под контролем и правительство Финляндии. Причем, государственные органы утверждают ставки в ЗСТ за хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы.
В конце 50-х годов была создана экспортная зона в районе крупнейшего международного аэропорта Шаннон в Ирландии. Главной задачей, которая была поставлена ЭПЗ “Шаннон”, является создание новых рабочих мест. Руководит зоной правительственная “Компания развития Свободной зоны аэропорта Шаннон”. Правительство сумело привлечь к деятельности зоны более 100 фирм и компаний с численностью работающих около 5 тыс. человек. В середине 80-х годов начал функционировать технопарк в портовом городе Лимерик, расположенном в 24 км. от Шаннона. В технопарке участвует коло 80 фирм, занятых разработкой наукоемких производств.
Мы уже отмечали, что значительное число свободных экономических зон возникло в “новых индустриальных странах”.
Интересен опыт Республики Корея, которую за гигантский экономический скачок часто называют “азиатским тигром”. Равная по площади территории Ростовской области, с 45-милеонным населением, бедная полезными ископаемыми, с малоплодными землями и гористым рельефом, эта страна из отсталой в экономическом отношении стала индустриальным государством с высокоразвитым машиностроением. Например, Республика Корея уже в 1989 г. производила более 1 млн. автомобилей, большая часть которых шла на экспорт, причем в развитые страны. Так, экспорт автомобилей только в США достиг 400 тыс. штук. Высокими темпами развивается электроника, приборостроение, судостроение (в конце 80-х годов республика вышла на второе место в мире). Это один из крупнейших в мире производителей синтетических волокон (80% экспортируется), автошин (входит в первую десятку мира). Успешно развивается черная и цветная металлургия , автономная энергетика (уже действует 10 АЭС, их доля в Эксперт