Ранние уже отмечалось, что первые свободные экономические зоны (естественно, их структура и порядок формирования были иными, чем теперь) появились еще во второй половине XIX в. в странах Западной Европы. Но наибольший интерес к их созданию заметен в 20-30-е годы нынешнего столетия и особенно после второй мировой войны. Этому способствовал ряд причин: развитие НТР, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырья; гигантский рост внешнеторгового оборота; распад колониальной системы, в результате чего на пути экономического развития вступило около ста независимых государств; решительное “вклинивание” в число развитых государств так называемых “новых индустриальных стран” и т.д. В числе государств, проявивших огромный интерес к свободным экономическим зонам, оказались и некоторые бывшие социалистические страны – Китай, Россия, Украина, Казахстан, Вьетнам. Рассмотрим опыт некоторых стран.
Западная Европа. Как было сказано в первом разделе, старейшими СЭЗ являются Гамбургская и Бременская в Германии, включенные еще в прошлом веке в Таможенный союз. Позднее, уже в нынешнем столетии, появились зоны в Киле, Куксхафене и других городах. Появление СЭЗ именно в этих городах было не случайным. Гамбург – это город-земля, крупнейший морской и речной порт, расположенный на реке Эльбе, в ста километрах от Северного моря. Международный аэропорт. Разнообразные отрасли промышленности. Гамбургская ЗСТ состоит из двух участков в порту, а также части территории другой зоны в Куксхафене (ЗСТ “Куксхафен” управляет администрация земли Нижняя Саксония). Что включает ЗСТ “Гамбург”? Это многочисленные шести- и восьмиэтажные склады, пакгаузы ( их площади, используемые для хранения товаров, превышают 600 тыс. м), хранилища для фруктов и овощей, хранилища для нефти и нефтепродуктов.
Управление СЭЗ “Гамбург” существенно отличается от управления других зон. В чем это отличие? Администрация свободного порта, которая управляет зоной свободной торговли (входит в состав правящих структур земли Гамбург), имеет право выполнять таможенные функции, за исключением сбора пошлин. Большинство складов и пакгаузов эксплуатируется фирмами и частными лицами самостоятельно, но строительство новых объектов хранения товаров требует обязательного согласования с руководством зоны. Местные власти имеют в своей структуре специальную компанию по сооружениям, которая владеет значительной частью транзитных складов ЗСТ; ей также принадлежат и некоторые пакгаузы.
В Дании зона свободной торговли сформировалась на территории копенгагенского порта в конце прошлого века. Копенгаген не только столица Дании, но и крупнейший морской порт, международный аэропорт, здесь действует автомобильный и железнодорожный паром, связанный с Мальме (Швеция). Высоко развита промышленность экспортной направленности, здесь расположены крупнейшие торговые фирмы и банки. В настоящее время территория ЗСТ занимает около 700 тыс. м. Здесь создана разветвленная и мощная сеть складских помещений (зернохранилище на 30 тыс., около 30 пакгаузов, несколько десятков транспортных депо и пр.), имеющих свыше 280 тыс. м. площадей для складирования. Площади складирования расширяются, поскольку предприниматели-соучастники зоны на арендуемых у администраций ЗСТ землях ведут строительство новых складов. Управление ЗСТ администрация копенгагенского порта через акционерную компанию (администрации принадлежит полный пакет акций). Акционерная компания (а значит, и администрация порта) является хозяйкой всех сооружений, расположенных в зоне.
Необходимо отметить, что деятельность ЗСТ находится под контролем правительства. Специальным законом ЗСТ имеет право хранения, сортировки и перепаковки, маркировки, переработки и экспонирование товаров. Для создания в ЗСТ каких-либо промышленных предприятий, а также организации розничной торговли внутри зоны требуется специальное разрешение Министерства общественных работ. Ограничением является потребление не декларируемых товаров, облагаемых пошлиной.