По мнению авторов, роль СЭЗ проявляется в таких сферах, как:
- переход от высокоцентрализованой экономики к экономике более ориентированой на рынок;
- уменьшение зависимости предпринемательских структур от государственной бюрократической машины;
- создание разнообразия форм собственности и организационных форм предприятий;
- постепенная ликвидация монополии внешней торговли;
- более полное удовлетворение нужд в высококачественных тварах и призводственных потребностей в новой технике и оборудовании;
- международное разделение труда и долее эффективное вхождение страны в мировую экономику.
Вместе с тем СЭЗ могут помогать и в решении конкретных вопросов, в часности – способствовать развитию определенного региона благодаря сосредотчению ограниченных ресурсов на достижении той цели, ради которй создается зона. Книга содержит шесть частей (14разделов), в котрых детально расматриваются организационные, эконмические, финансовые, валютные вопросы функционирования СЭЗ, а также осбенности рганизации СЭЗ в отдельных государствах мира. Выделены два основных концептуальных подхода к сзданию СЭЗ:
территориальный подход – СЭЗ как конкурентно определенные территрии, на котрые распространяется данный режим;
режимный подход – режим, который предоставляет определенные преимущества фирмам, расположенным в любой местности принемающей страны, если они отвечают определенным критериям.
Анализируя аргументы в пользу того или иного подхода, а также состояние экономики стран Восточной Европы, авторы приходят к выводу, что для этих стран целесообразен территориальный подход организации СЭЗ.
Расматривая финансово-экономические аспекты создания СЭЗ, авторы книги справедливо предупреждают, что зоны являются довольно дорогим делом, так как их организация связана со значительными инвестициями со стороны принемающей страны. Ориентировачным показателем начальных инвестиций в СЭЗ является показатель, равный 5 тыс. долл. на 1 рабочее место. Это означает, что для создания зоны, охватывающей 10 тыс. рабочих мест (а это давольно стандартный показатель для СЭЗ), необходимы капиталовложения на сумму около 50 млн. долл. Следует иметь в виду еще и то, что эти капиталовложения связаны со значительным риском.
Хочется, чтобы на приведенные цифры обратили внимание те, кто усматривает выход экономики Украины из кризиса в создании большого количества СЭЗ практически во всех регионах нашего государства. Аргументом в этом дискуссионном вопрсе может быть один: если бы Украина имела средства для создания такого количества СЭЗ, то она могла бы стать свободным экономическим государством в целом, не создавая не одной СЭЗ.
Прблема неконвертируемости национальной валюты является одной из наиболее болезненых для большенства стран, которые переходят от централизованой плановой экономики к рыночной. Не мение актуальной она становится и при организации совместных предприятий с участием иностранного инвестора в границах СЭЗ.
Авторы сновательно освещают пыт, приобретенный при создании СЭЗ в Китае, Корее, Ирландии, Венгрии, Югославии, Польше и США. Книга также содержит большое количество образцов документов, разрабатываемых при создании СЭЗ.
Книга может быть рекомендована как для ученных-экономистов, руководителей регионов, в которых разрабатываются проэкты СЭЗ, бизнесменов, так и для использования в учебном процесе студентами экономических специальностей.