В зависимости от предполагаемого периода функциониро-
вания программы или условно намеченного времени для осуще-
ствления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, дол-
госрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бес-
срочного действия является экологический фонд, долгосрочного
действия — фонд регионального развития, краткосрочного —
фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.
По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть об-
щего характера (фонд регионального развития) и более конкрет-
ного характера (например, фонд развития автомагистралей в
республике, крае или области).
Возникновение института внебюджетных фондов не получи-
ло однозначной оценки. Не случайно уже в законе о бюджете на
1995 г. ряд внебюджетных фондов был консолидирован в бюд-
жет в виде целевых бюджетных фондов. Итоги деятельности
данных фондов по-разному воспринимаются специалистами.
Столь же противоречиво выглядят и рекомендации по дальней-
шему их развитию и управлению.
Так, по мнению некоторых специалистов существующая
форма акционирования государственных социальных внебюд-
жетных фондов ничем не отличается от бюджетной. Указанные
фонды, на их взгляд, являются специфическими функциональ-
ными бюджетами. Разница лишь в том, что обычные бюджеты
функционируют в административно-территориальных рамках, а
Пенсионный фонд — в рамках определенной функции. В связи
с этим достаточно принять законодательные решения, запре-
щающие в рамках бюджета использовать целевые платежи на
иные нужды, иными словами — образовать целевые бюджетные
фонды. Тогда бы не потребовалось создавать автономные вне бюджетные фонды.
Отдельные внебюджетные фонды явно тяготеют к страховым
фондам и хотя на данный момент ими не являются, динамика
изменений не вызывает сомнений — в недалеком будущем они
утратят бюджетную природу. С другой стороны, часть внебюд-
жетных фондов изначально ничего общего не имела с бюджета-
ми, как по источникам доходов, так и по механизму их аккуму-
ляции, а также организационно-правовой структуре управления
средствами и другим признакам. Это, например, внебюджетный
фонд развития жилищного строительства или некоторые отрас-
левые фонды, образованные на добровольных началах.
Из всего этого следует, что внебюджетные фонды как субъ-
ект государственной финансовой системы не являются однород-
ными и не обладают ни всеобщими преимуществами, ни недос-
татками в сравнении, с бюджетной формой существования. Они
могут возникать и ликвидироваться лишь в связи с определен-
ными условиями, их предопределяющими, или отсутствием та-
ковых.