Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные-структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена — общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.
Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со своими источниками, и направлениями расходования, призвано было принципиально изменить подход всех субъектов социально-экономической среды к финансовым средствам.
Возникновение внебюджетных государственных фондов свя-
зано со специальными видами расходов правительства. Как пра-
вило, это были операции временного характера, которые покры-
вались специальными доходами. Количество и перечень специ-
альных фондов и счетов не были постоянными. Поскольку они не
утверждались представительным органом и правительство могло
создавать и использовать эти средства в более оперативном режи-
ме, создание специальных фондов позволяло привлекать допол-
нительные средства для расширения сферы деятельности прави-
тельства в различных областях. Правительство также имело воз-
можность за счет временно свободных средств аккумулировать их
в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит
бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.
Специальные фонды или счета существуют в Германии,
Франции, Англии, Японии и США, а также во многих других
странах. За счет их средств в отдельные периоды в отдельных
странах покрывается более половины государственных расходов.
В условиях экономического кризиса в России, обусловившего
дефицит финансовых ресурсов, у органов власти возникает необ-
ходимость ранжировать общественные потребности по степени
важности и для удовлетворения наиболее насущных из них обра-
зовать целевые внебюджетные денежные фонды, тем самым огра-
ждать эти потребности от значительного недофинансирования.
Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в нашей
стране в начале переходного периода к рынку на базе Закона
«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР» (от 10 октября 1991 г.).
Решение об образовании государственных внебюджетных
фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также пред-
ставительные органы субъектов Федерации и местного само-
управления. Подавляющее число внебюджетных фондов нахо-
дится в собственности государства и муниципальных образова-
ний, но является автономными. Они имеют строго целевое на-
значение и создаются под конкретные программы, имеющие
общегосударственное, региональное или местное значение, для
осуществления которых бюджетных средств недостаточно и не-
обходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые
как в регионе, так и за его пределами.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет сле-
дующих источников: