Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс.
Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это
в свою очередь требует концентрации в бюджете части денеж-
ных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в
бюджет этих средств и их использования возникают финансовые
отношения между государством, налогоплательщиками и полу-
чателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в
соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабаты-
ваемой и осуществляемой органами власти. Финансово-
бюджетная политика включает действия государственных и тер-
риториальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной,
ценовой и других областях финансов.
Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению
бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение
целей и задач в области финансов, разработку механизма моби-
лизации денежных средств в бюджет, выбор направлений ис-
пользования бюджетных средств, управление финансами и бюд-
жетной системой, организацию с помощью финансово-
бюджетных инструментов регулирования экономических и со-
циальных процессов.
Финансово-бюджетная политика осуществляется главным
образом в ходе работ, производимых органами власти по моби-
лизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюд-
жетного процесса.
Совокупность действий исполнительных и представительных органов
власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной поли-
тики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно опре-
деляется в Бюджетном послании Президента Российской Федера-
ции Правительству Российской Федерации. На территориальном
уровне она определяется решениями соответствующих органов
власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и
налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования
(Банк России), контрольно-счетных органов (контрольнр-счетные
палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федера-
ции, другие контрольные органы исполнительнойвласти).
В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время со-
вершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января
по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным го-
дом. Продолжительность бюджетного процесса значительно
больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс
включается время, необходимое для бюджетного планирования,
последующего бюджетного контроля и других действий.
Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюд-
жетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участни-
ков бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.
Такими полномочиями наделены:
• органы представительной и исполнительной власти;
• финансовые и налоговые органы;
• органы денежно-кредитного регулирования и органы го-
сударственного финансового контроля;
• главные распорядители бюджетных средств и распоряди-
тели бюджетных средств;
• государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утвер-
ждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное фи-
нансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесе-
ние проектов бюджетов на рассмотрение представительных ор-
ганов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за ис-
полнением бюджетов.
Банк Российской Федерации совместно с Правительством
России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государ-
ственной Думы основные направления денежно-кредитной по-
литики государства, обслуживает денежные счета Казначейства
Российской Федерации, счета государственных целевых вне-
бюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств,
имеющий право распределять средства между распорядителями и по