Р
V
=П1/(1+
r
)+П2/(1+
r
)2+П3/(1+
r
)3+…+П
n
/(1+
r
)
n
=
∑
П
i
/(1+
r
)
n
,
где 1,2,3,…,
n
—годы, в течение которых ожидаются ежегодные доходы в размерах П1, П2, П3, …, П
n
.
Из этой формулы следует, что дисконтированная стоимость какой-то суммы будет тем ниже, чем больше срок, через который вкладчик намерен получить искомую сумму П
, и чем выше процентная ставка
r
.
Выгодность вложения инвестиций, как было уже отмечено, определяется путем сопоставления цены спроса с ценой предложения.
Цена спроса (ДР)
на товар-это самая высокая цена, которую мог бы заплатить предприниматель. Она равна дисконтированной стоимости ожидаемого чистого дохода от вложения инвестиций:
ДР=
PV
ожидаемого чистого дохода.
Предприниматель не будет вкладывать инвестиции больше этой суммы
( цены спроса), ибо в противном случае ему выгоднее вложить деньги в банк под проценты.
Цена предложения товара (СР)
определяется как сумма издержек производства этого товара и затрат на его реализацию. Как правило, это цена, указанная в прейскуранте, или продажная цена.
Итак, можно сделать следующий вывод:
o если цена спроса на капитальный товар превышает цену его предложения, то фирме имеет смысл приобретать дополнительные единицы товара;
o если цена спроса равна цене предложения, то для предпринимателя будет одинаково правильно любое из инвестиционных решений—приобретать или не приобретать дополнительные товары;
o для предпринимателя невыгодно вкладывать инвестиции, если цена спроса ниже цены предложения.
Значит, стратегия принятия фирмой инвестиционного решения зависит в конечном итоге от соотношения цены спроса и цены предложения.
Если все это перевести на более понятные нам термины, то это означает:
если Д > К
– выгодно вкладывать инвестиции;
если Д < К
– не выгодно;
если Д = К
– достигаются равновыгодные условия, где Д – доход (прибыль), который может быть получен за счет реализации какого-то проекта; он определяется на основе дисконтирования.
К
– капитальные вложения, необходимые для реализации проекта.
В нашем случае Д
является ценой спроса, К
– ценой предложения.
Второй метод
определения экономической целесообразности вложения инвестиций связан со сравнением нормы отдачи от инвестиций с процентной ставкой или аналогичными критериями.
Норма отдачи инвестиций определяется по формуле:
Чистый доход—Цена предложения
ROR
= Цена предложения *100%.
Если ROR
>
r
, то фирме выгодно вкладывать инвестиции,
если же ROR
<
r
—невыгодно,
при ROR
=
r
—достигаются равные условия.
В 1994 г. были изданы Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, которые были разработаны по заданию Правительства с целью унификации методов оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях перехода экономики России к рыночным отношениям. В этих Методических рекомендациях заложены принципы и сложившиеся в мировой практике подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, адаптированные для условий перехода к рыночной экономике.
Главными из них являются:
# моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
# учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую природную среду и т. д.;
# определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей;
# приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде;
# учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств;
# учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.
Методические рекомендации ориентированы на решение следующих задач:
o оценки реализуемости и эффективности инвестиционных проектов;
o обоснование целесообразности участия в реализации инвестиционных проектов заинтересованных предприятий, банков, российских и иностранных инвесторов, федеральных и региональных органов государственного управления;