В последние годы в США прилагают значительные услия, чтобы повысить эффективность этих зон. С этой целью в начале девяностых годов 20в. на федеральном уровне была разработана специальная программа, направленная на постепенную переориентацию с импортных на экспортные операции.
Предпринимательские зоны.
Предпринимательские зоны возникли в США как порождение неконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, за счет предоставления предпринимателю большой свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Обычно они расположены в экономически депрессивных районах городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они стали важными центрами регионального развития, основанного на трех «Д»: дерегламентации, дефискализации, дебюрократизации. По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяют на 3 типа: федеральный, штатный и местный, каждый из которых создается разрешением на соответствующем уровне. Первая такая зона, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде в 1980г.
В соответствии с федеральной программой предпринимательских зон, принятой в 1987г. на основе закона о жилищном строительстве, было создано 100 федеральных предпринимательских зон. Однако этот процесс потребовал внесения существенных корректив в действующую программу, что привело к принятию конгрессом США в начале девяностых годов ряда законов, направленных на повышение эффективности зон.
Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей должен соответствовать ряду требований, наиболее важные из которых следующие:
- Более 70% жителей должны иметь личный или семейный доход менее 80% среднего дохода для этого города или всей страны.
- Уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше, чем по городу, или по всей стране.
В большинстве штатов срок действия предпринимательских зон колеблется от 10 до 20 лет.
Всего свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней действуют в 700 городах и пригородах США. Они не ложатся тяжелым бременем на бюджеты всех уровней и в то же время способствуют повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшают размеры безработицы, способствуют сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений.
Технологические парки.
Подавляющая часть технопарков (территориально сгруп-пированая совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей) не получает каких-либо привелегий от государственных организаций.
Определенные преимущества имеют компании, действующие в высокотехнологических отраслях национальной экономики, получая крупные доходы от выполнения федеральных заказов в основном в области оборонной промышленности. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях производства, сконцентрированы в технопарках, то парки получают значительные стимулы по сравнению с другими промышленными предприятиями страны.
В США существует 2 типа технопарков: созданные по инициативе отдельных лиц или частных организаций и по указанию правительств отдельных штатов.
Согласно различным оценкам в США насчитывается от 80 до 150 технопарков. Эти парки являются, как правило, собственностью на долевых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Одни парки функционируют на коммерческих основах. Другие являются бесприбыльными организациями.
Несмотря на растущее число технопарков, не все они работают эффективно. Причины тому были были разные, но главная заключалась в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. Кроме того необходимо отметить продолжительный период становления технопарков.
В последние годы процесс создания технопарков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько повышение эффективности существующих.
Нужны ли России свободные экономические зоны.
Сегодня этот вопрос представляет собой не только предмет академического спора, но и существо острых разногласий политиков и бизнесменов. Порой высказываются взаимоисключающие точки зрения. В нашей стране есть также и сторонники, и противники СЭЗ. Последние ссылаются на безрезультатность первого опыта таких зон в России, особенно тех, которые создавались в границах целых областей и краев; на широкие масштабы коррупции вокруг и внутри СЭЗ. А теперь у них появился дополнительный аргумент: Всемирная торговая организация выступает против свободных экономических зон, ибо в них применяются нормы и правила, отличающиеся от общепринятых на мировом рынке.