Вместе с тем в промышленно развитых странах наблюдается значительное подорожание исследоаний, связанных с разработкой новой техники и технологии, что соответствует первой и второй стадиям «жизненного цикла товара».
На этих двух стадиях основные финансовые затраты осуществляются на организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, управление. Важным условием является близость рынка сбыта (хотя в современных условиях значание этого фактора снижается) и наличие основного капитала для организации производства.
Теперь указанными экономическими факторами обладают не только развитые капиталистические страны, но и новые индусриальные страны. Причем эти страны имеют и определенные преимущества в виде относительно дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы и растущего числа инженерно-технических и научных кадров.
Таким образом, в современных условиях для ТНК становится более выгодным перенос производства в новые индустриальные и развивающиеся страны на первой и второй стадиях «жизненного цикла», а не на третьей и четвертой. При этом экономия на НИОКР оказывается более весомой, чем на разнице в оплате неквалифицированной рабочих.
Отмеченные тенденции в международном разделении труда оказали влияние на эволюцию форм СЭЗ, многие из которых стали трансформироваться в научно-промышленные парки. В наиболее развитых новых индустриальных странах начали организовываться современные технополисы, одной из основных задач которых является разработка новых технологий, товаров и материалов.
В результате первая фаза «жизненного цикла товара» перестает быть прерогативой промышленно развитых стран. В процесс не только производства, но и создания новых товаров активно включаются новые индустриальные и отдельные развивающиеся страны. Существенную роль в этом играет развитие научно-промышленных парков.
Таким образом, к зонам первого поколения можно отнести зоны свободной торговли, второго – экспортно-производственные зоны, третьего – оффшорные центры, технопарки, технополисы, и четвертого поколения – эколого-экономические регионы и узкоспециализированные зоны.
Свободные экономические зоны: опыт США.
Свободные торговые зоны.
Первые зоны стали появляться в США на основе закона о свободных торговых зонах 1934г. для более глубокого вовлечения США в мировую торговлю, путем расширения экономической активности этих зон, а также снижения уровня безработицы, масштабы котрой были огромны в период «Великой депрессии». В соответствии с этим законом в составе министерства торговли США был создан комитет по свободным торговым зонам (СТЗ), который занимался рассмотрением и утверждением заявок на их организацию, а также регулирует деятельность таких зон. В 1950г и в 1991г. в закон о СТЗ были внесены существенные поправки и дополнения, направленные на расширение работы этих зон и ее диверсификацию.
Действующие на американской территории СТЗ подразделяются на зоны общего назначения и субзоны. Зоны общего назначения находятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США и располагаются, как правило, около портов и аэропортов. Сфера их деятельности в основном включает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки. Зоны общего назначения создаются на основе разрешения, которое выдается комитетом по СТЗ различным организациям при правительстве штата и местных властях. Управляются зоны обычно частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты. Первые торговые зоны общего назначения появилисьв США в середине тридцатых годов 20в. в крупных портах: Нью-Йорке, Нью-Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе, Сиэтле. Однако наибольшее количество зон общего назначения создано в восьмидесятых – девяностых годах 20в. В этот период зоны появились в городах, не имеющих выхода в море, но играющих важную роль во внешней торговле.
Специализированные зоны (субзоны) создаются для работы отдельных, обычно крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, решением их руководства, утверждаемого комитетом по СТЗ, для образования сборочных заводов, или различных промышленных производств. Субзоны появились в 1952г. после внесения в закон 1934г. дополнения, разрешающего создавать в них промышленные, в том числе сборочные производства.
Практика показывает, что большинство СТЗ функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объективных и субъективных причин не смогла выполнить поставленные перед ними задачи: в 1939-1981гг. деятельность пяти зон была приостановлена; в 1955 – 1992гг. 13 зон было закрыто; в 1988 – 1990гг. права трех зон были переданы другим. Несмотря на отдельные неудачи, в последнее десятилетие в США наблюдается бурный рост числа зон общего назначения с 17 в 1975г. до 190 в 1992г., а специализированных с 2 до 259. Общий объем вывезенной продукции из СТЗ в 1992г. достиг 93,4 млрд. долл., в том числе экспорт в зарубежные страны. Сейчас в зонах обоих типов действует более 2,5 тыс. фирм, главным образом американских, а число занятых достигло почти 300 000 человек.