Чернышев С. В. “Экономическая политика ЕЭС в отношении развивающихся стран”, М-1986г.
Интерес “Общего рынка” к району Средиземноморья объясняется его богатыми природными ресурсами, и прежде всего нефтяными богатствами. “Средиземноморская политика” ЕЭС знаменует собой крутой поворот и в торгово-политической практике этого блока. В настоящее время “Общий рынок” подготавливает почву о создании зоны свободной зоны торговли промышленными товарами.
Дискриминационная торговая политика ЕЭС подвергается критике и на международных форумах (в частности в ЮНКТАД). Все это заставляет “Общий рынок” маневрировать, создавать видимость поведения либеральной торговой политики (7).
Стремление к расширению внешних связей в целях создания условий для экономической экспансии в “третьих” странах присуще ЕЭС с момента его создания. Однако масштабы внешнеэкономической деятельности “Общего рынка” на современном этапе значительно шире, чем они были в 60-е годы. Это объясняется резким повышением роли внешних факторов в развитии этой группировки, а также увеличением ее веса в экономических отношениях.
Выступая как единая организация и опираясь на совокупный экономический потенциал, страны ЕЭС ведут борьбу с основными конкурентами - США и Японией за
сферы влияния,
рынки сбыта,
источники снабжения сырьем и топливом.
Для достижения этих целей используется весь арсенал внешнеэкономической политики “Общего рынка”. Особое место отводится практике заключения с “третьими” странами торговых соглашений от имени ЕЭС. К началу 1982г. ЕЭС установило договорные отношения в разной форме почти со 100 государствами.
В Западной Европе ЕЭС заключило в 1972-1973гг серию соглашений с другими странами (Австрией, Швецией, Швейцарией, Исландией, Португалией, Норвегией, Финляндией, ЕАСТ).
В соответствии с этими соглашениями в период с 1973-1977гг во взаимной торговле стран ЕЭС со странами ЕАСТ были отмечены количественные ограничения и таможенные пошлины на промышленные товары. Это способствовало развитию и увеличению торговых связей. Для последних лет характерна активизация политики ЕЭС в отношении латиноамериканского и азиатского регионов. При этом “Общий рынок” стремится создать впечатление, что он учитывает интересы этих групп стран и готов содействовать решению их специфических внешнеторговых
Чернышев С. В. “Экономическая политика ЕЭС в отношении развивающихся стран”, М-1986г.
проблем. Отмечаются ограниченные возможности группировки в проведении согласованной торговой политики в отношении стран указанных регионов из-за противоречий внутри ЕЭС по этим вопросам.
В начале 70-х годов в области перехода ЕЭС к единой торговой политике в отношении СЭВ сложилось особое положение, которое характеризуется сохранением довольно широкой национальной компетенции на некоторых важнейших направления торговой политики. Это прежде всего, относится к
экспортным кредитам,
либерализации ввоза из этих стран,
торгово-договорной практике, т.е.
тем инструментам, которые имеют существенное значение в двухсторонних отношениях между странами - членами СЭВ и участниками ЕЭС.
К концу 70-х годов не был осуществлен переход к единой торговой политике и в такой важной области как торгово- договорные отношения со странами СЭВ.
В настоящее время между участниками ЕЭС и СВВ заключаются долгосрочные соглашения.
Внешнеэкономические связи стран ЕЭС с европейскими государствами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) складываются под воздействием противоречивых тенденций, с одной стороны, сохраняется интерес участников ЕЭС к дальнейшему развитию торгово-экономических отношений с европейскими государствами на долговременной основе, с другой- вопреки положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, ЕЭС продолжает сохранять дискриминационные препятствия в торговле с ними.
В 1978 г. между ЕЭС и СЭВ ведутся переговоры. Делегация СЭВ и стран-членов СЭВ выступает за заключение соглашения об основах взаимоотношений, которое охватывало бы широкий круг областей, в частности торгово- экономическое сотрудничество, и предусматривало бы устранение препятствий на пути развития взаимной торговли.
Однако ЕЭС предлагает заключить ограниченное соглашение, в основном об обмене информацией между обеими организациями, и настаивает, чтобы все вопросы внешней торговли были предметом соглашений между ЕЭС и отдельными странами СЭВ (8).