Новости

Формирование финансово-промышленной группы на примере Астраханской области

Одной из важнейших отраслей народного хозяйства Астраханской области являются судостроение и судоремонт. На территории области рас­положено 17 судостроительных и судоремонтных предприятий.

Конверсия судостроительного производства, начатая в 1988 г., охватила 30 судостроительных предприятий России, включая такие крупные, как Ленинградское адмиралтейское объединение, завод им. Ленинского комсомола, ПО «Красное Сормово», Балтийский завод и др. Вызванная конверсией ломка производства по­ставила предприятия в тяжелое финансовое положение. Прекращение централизованных дотаций и капи­тальных вложений затормозило процесс модернизации верфей. К этому добавился и раздел судостроительных предприятий между странами СНГ. В результате новейшие заводы, в создание и развитие которых были вложены огромные средства всей страны, способные строить современные суда, в т. ч. особо крупные, остались за пределами России, среди них Херсонское СПО, заводы «Океан», «Залив», ФИО «Море», Черноморский СЗ, завод им. 61 Коммунара, Севморзавод.

Интеграция транспорта

РФ в мировую транспортную систему вы­зывает необходимость приведения ряда участков российской транспорт­ной сети в соответствие с международными стандартами, включая и поэтапное открытие внутренних водных путей для прохода иностранных судов, и, как следствие, определяет ключевую роль астраханской судостроительной и судоремонтной базы. В связи с этим появляется острая необходимость в создании региональной интегрированной структуры, объединяющей судостроительные предприятия, финансовые структуры, проектные институты, судоходные компании.

Идея создания финансово-промышленной группы на базе судостроительных предприятий Астраханской области возникла еще в начале 1995 г. В апреле 1995 г. вышло распоряжение главы администрации области № 577-р «О создании комиссии по рассмотрению целесообразности создания финансово-промышленной группы «Астраханский корабел». Стратегической целью создаваемой финансово-промышленной группы является строительство танкеров и сухогрузов мирового класса, нефтегазовых буровых платформ для разведки и добычи природных ископаемых Каспийского моря, что обусловлено тенденцией последних десятилетий к активному освоению нефтегазовых ресурсов континентального шельфа океанов и морей. В результате было открыто несколько сот месторождений, расположенных почти на всех широтах планеты.

Астрахань – южный портовый город, вся жизнь которого тесно свя­зана с Волгой и Каспийским морем. После открытия залежей нефти на Кавказе значение Волго-Каспийского водного пути еще более усилилось.

Выгодное географическое поло­жение Астраханской области, распо­ложенной, по сути, в центре Евро-Азиатского материка и занимающей ключевую позицию не только на внут­ренних водных путях, связывающих Каспий с Азово-Черноморским, Балтийским, Северными бассейнами, но и на других транспортных артериях, предопределяет ведущую роль России в обеспечении транспортных связей стран, тяготеющих к Каспийскому бассейну, со странами Европы, Ближ­него и Среднего Востока при осуще­ствлении прямых водных и смешан­ных перевозок различных грузов.

Потенциальными потребителя­ми продукции финансово-промыш­ленной группы «Астраханский кора­бел» являются нефтегазодобывающие компании государств, ведущих разра­ботку и активную эксплуатацию газо­нефтяных месторождений на морском и океаническом шельфе: Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменис­тан, Украина, Иран, государства Юго-Восточной Азии. Потребителями же судостроительной продукции (сухо­грузы, лесовозы, танкеры) являются судовладельцы, заинтересованные в перевозке генеральных грузов, леса, контейнеров, нефти в порты Архангельск, Онега, Кемь, порты западноев­ропейских стран в Балтийском, Север­ном, Средиземном, Черном, Красном, Японском морях.

Три года назад для выполнения функций центральной компании ФПГ образовано совместное российско-украинско-финское предприятие ОАО «Астраханский корабел». В совместное предприятие вошли:

– три судостроительных пред­приятия;

– фирма по сопровождению про­ектов строительства технических средств для обустройства морских нефтегазовых месторождений;

– две проектных организации;

Перейти на страницу: 1 2