Сегодня идея транснациональных финансово-промышленных групп все больше овладевает промышленниками и руководителями стран СНГ, которые рассматривают их как единственное средство восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями, да и, наконец, как средство совместного выживания.
Несмотря на расхождения в национальных законодательных системах и разные уровни экономик и несмотря на различия политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их наращивания. Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия.
Промышленный потенциал стран Содружества составляет примерно 10% мирового, а запасы основных видов природных ресурсов – около 25%, что объективно создает базу для обеспечения экономической независимости и динамичного развития. Несмотря на это, и сегодня предпринимаются попытки поставить под сомнение целесообразность создания ТФПГ, подискутировать по поводу их места и роли в рыночной экономике. Однако мировой, а теперь и российский опыт подтверждает жизненность и эффективность объединения банковского и промышленного капиталов стран СНГ в рамках «межгосударственных» (транснациональных) ФПГ. Создание ФПГ явилось не только закономерным шагом в развитии системы организационно-правовых форм современного общественного производства, но и необходимым этапом реорганизации промышленной структуры. Интеграция в рамках межгосударственных ФПГ банковского, промышленного и торгового капиталов позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки за счет развития внутри ФПГ систем взаимозачетов и платежей, рационализировать структуры совокупного капитала, увеличить доли ресурсов в денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведения крупных сделок, многовалютных операций, эффективность размещения интегрированных активов. Поэтому созданные и создаваемые межгосударственные ФПГ и ТНК постепенно должны занимать центральное место в интеграционных процессах государств Содружества в области производственной, инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной деятельности.
Задача государств – участников СНГ – проводить согласованную государственную политику в отношении транснациональных хозяйствующих структур, участниками которых являются хозяйствующие субъекты стран Содружества, всячески поддерживать взаимовыгодный характер межгосударственной, межотраслевой интеграции, принимать активное участие в совершенствовании организационно-правовой основы гармонизации интересов как потенциальных участников корпорации, так и государств, их представляющих.
Общепризнанно, что распад Советского Союза стал одним из ключевых кризисных факторов не только для российской экономики, но и дня экономик стран СНГ. Отсюда логично и естественно вытекает задача сохранения, реструктурирования и рационализации общей материальной основы микро-уровневых связей рыночных субъектов – кооперации специализированных и технологически увязанных производств и предприятий, в «одночасье» оказавшихся по разные стороны новых государственных границ. С распадом СССР производственной инфраструктуре был нанесен удар, моментально «уложивший на бок» целые отрасли. Была открыта «зеленая улица» челночному импорту и импорту организованному, и который зарубежные и наши коммерсанты вложили крупные средства.[2]
Сегодня, когда на всем пространстве бывшего СССР рынок уже заявил о себе, произошла структуризация интересов и возможностей, воссоздать общее экономическое пространство, например, в том виде, в каком это предлагает левая оппозиция, уже невозможно – для этого потребовалось бы национализировать отрасли, образующие единую технологическую цепочку, но находящиеся в разных государствах.