В то же время доступ иностранных инвесторов в те или иные отрасли регулируется государственными органами, учитывающими интересы охраны национальной экономической безопасности на основе права, закрепленного за ними в Кодексе либерализации движения капитала ОЭСР. Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные отрасли в силу особенностей национальной экономики по представлении соответствующих обоснований в органы ОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных уведомлений для сельского хозяйства, рыболовства и лесоводства, горнодобывающей промышленности, нефтепереработки, кожевенного производства, воздушного и морского транспорта, трастового управления инвестициями.
Японское законодательство позволяет самостоятельно, без согласования с органами ОЭСР, вводить ограничения для иностранных инвестиций в некоторые области производства и технологий по соображениям национальной безопасности. Решением правительства к таким областям отнесены производство вооружений и военной техники, авиационная промышленность, производство химических веществ двойного назначения, космические исследования, атомная энергетика и др.
Кроме того, на иностранных инвесторов распространяется требование получения специального разрешения (лицензии) соответствующего министерства на занятия бизнесом в таких областях, как банковское дело, страхование, операции с ценными бумагами, коммунальное хозяйство (газоснабжение и электроснабжение). Предпринимательская деятельность в указанных областях регулируется специальными законами, принятыми по каждой отрасли отдельно. Положения этих законов в полной мере распространяются как на деятельность иностранных инвесторов, так и на японские компании.
Существуют и некоторые специальные ограничения. Так, например, законодательство, регулирующее авиационную промышленность и воздушные перевозки, предусматривает, что иностранные предприниматели могут иметь не более 1/3 акций соответствующих японских компаний. Кроме того, число иностранцев в органах управления такими компаниями также не должно превышать 1/3.
Законодательство наделяет правительство правом запрещать или ограничивать инвестиционную деятельность представителей или компаний тех стран, которые в соответствии с принципом взаимности не предоставляют у себя аналогичных условий для деятельности японских инвесторов.
Несмотря на существующие запреты и ограничения, в Японии с 1980 г. не было случаев отказа на нотифицированные инвестиционные заявки. В 1996, 36 компаний подали уведомления об инвестировании в нефтяную промышленность, 3 — в воздушный транспорт, 2 — в производство кожи и кожевенных изделий.
Среди основных законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции, следует отметить Закон о валютном обмене и внешней торговле, который, в частности, определяет понятие «иностранный инвестор», классифицирует виды сделок, относящихся к «иностранным инвестициям», включая сделки, связанные с импортом технологий, а также устанавливает порядок их осуществления и механизм контроля. Имеются также законы, принятые в связи с осуществлением конкретных программ, нацеленных на дальнейшую либерализацию деятельности иностранного капитала в Японии.
Так, в 1986 г. был принят Закон о временных мерах по поддержке строительства особо установленных объектов с использованием возможностей частного сектора. Закон дает право предоставлять широкие льготы тем предприятиям, которые участвуют в строительстве центров по обучению иностранных бизнесменов, офисов, сдаваемых в аренду иностранным предпринимателям, готовящимся начать инвестиционную деятельность в Японии, и т.д. В 1992 г. был принят Закон о временных мерах содействия импорту и привлечению иностранных инвестиций, в результате чего стало возможным значительно расширить деятельность по оказанию различного рода помощи (в том числе в области налогообложения и кредитования) иностранным компаниям, имеющим свои филиалы в Японии.