Новости

Политика кредитования в Японии

Со второй половины 70-х и особенно в 80-е го ды стала набирать темпы либерализация процента, фактически завершенная в 1994 г. Таким образом, в течение десятилетий Япония использова ла прямые регламентации процента по вкладам, стремясь держать его на низком уровне.

Кредитование как фактор быстрого роста вряд ли сработало бы столь успешно, если бы не своеобразный японский "коктейль" в макроэко номической политике: сочетание жесткого бюд жета с использованием всех возможностей для кредитной экспансии.

С одной стороны, проводилась политика сба лансированности всех элементов государствен ных финансов. Скажем, в 1954 г. правительство установило потолок бюджетных расходов в 1 трлн. иен и сумело продержать концепцию триллионного бюджета в течение трех лет. Когда экономический рост приносил в бюджет допол нительные доходы, правительство использовало их для снижения уровней налогообложения, избе гая при этом роста расходов. Аргумент для этого был весьма убедительный: рост бюджетных расходов легко принимает необратимый характер, чего нельзя сказать о росте доходов.

С другой стороны, одновременно с ужесточе нием бюджетной политики Банк Японии стал, на пример, активно скупать у частных финансовых институтов облигации госзайма, тем самым по вышая уровень монетизации экономики и способ ствуя расширению кредитования.

В годы высоких темпов роста в стране наблю далось явление, которое называли перекредитова нием. Частные кредитные институты предостав ляли кредиты (а также осуществляли вложения в акции и прочие ценные бумаги) в масштабах, пре вышающих сумму от сложения объемов привле ченных ими вкладов и оплаченного капитала. Иными словами, давали производителям взаймы больше, чем сами имели на руках. Разница же в основном погашалась займами у Банка Японии. В годы бурного экономического роста при улуч шении финансово-экономических показателей фирм и в условиях жесткого "индивидуального" руководства коммерческими банками со стороны Банка Японии перекредитование, можно сказать, себя оправдало . Его результатом стал инвести ционный бум произошедший в стране.

С 1984 г. правительством осуществляются программы кредитования в целях привлечения иностранных инвестиций по линии Японского банка развития (ЯБР). Указанная деятельность осуществляется через созданные при ЯБР «центры содействия притоку иностранных инвестиций». В настоящее время семь таких центров действуют внутри страны (Саппоро, Канадзава, Нагоя, Осака, Хиросима, Такамацу, Фукуока) и пять за рубежом (Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Франкфурт-на-Майне).

Как правило, кредиты по линии ЯБР предоставляются по льготной ставке тем компаниям, доля иностранного капитала в которых составляет более 50% средств, расходуемых на приобретение земельных участков, оборудования, зданий или строительство этих последних.

В 1996 г. МВТП сняло условие, ограничивающее предоставление кредитов ЯБР только теми проектами, которые связаны с внесением первичных инвестиций в шесть отраслей с высокими технологиями (электроника, системное машиностроение, высокочистые химические вещества, новые материалы, биоиндустрия и разработка передовых компьютерных программ). Теперь главное требование, предъявляемое к содержанию проектов, для которых отпускаются кредиты ЯБР, состоит в том, чтобы они «содействовали обменам в области технологии» или имели отношение к созданию «инфраструктуры, необходимой для прямых иностранных инвестиций в Японии».

Перейти на страницу: 1 2 3 4