Еще с конца 40-х годов, одновременно с массированным кредитованием по линии Фонда восстановления, правительство и Банк Японии вместе с частными кредитно-финансовыми институтами приступили к осуществлению, можно сказать, стратегического курса на создание мощной и на дежной системы кредитования производства, в которой важную роль играют как частные, так и государственные институты. Можно выделить три основные составляющие этого курса.
Во-первых
, последовательно проводилась в жизнь идея, что частные кредитные институты должны быть надежными, а их финансовое со стояние - здоровым. Под руководством государ ства шла работа по ликвидации "плохих" (нелик видных) активов. В этих целях использовалась и часть внутренних накоплений банков, уменьшал ся уровень их уставных капиталов и т.д.
Во-вторых
, формировалась кредитно-финансовая система, основанная на разделении функций между разными типами специализированных кредитных институтов. Идея заключалась в том, чтобы кредитование всех секторов экономики и все виды кредитования были обеспечены специализированными институтами, то есть чтобы были удовлетворены все потребности во всех видах кредита.
Помимо обычных коммерческих банков (в Японии крупнейшие из них - они кредитуют прежде всего крупных производителей - называют городскими, а менее крупные - региональными), действуют:
- банки долгосрочного кредита (только им предоставлено право мобилизовывать средства, выпуская банковские облигации, что облегчает привлечение долгосрочных ресурсов), которые, вместе с траст-банками, специализируются преж де всего на долгосрочном кредитовании :
- кредитные институты кооперативного характера (так называемые банки взаимного кре дита, кредитные ассоциации и т.д.), которые вме сте с региональными банками занимаются преж де всего кредитованием малого бизнеса;
- институты, специализирующиеся на креди товании сельского хозяйства.
Специализированные кредитные институты, кроме того, активно кредитуют друг друга. Так, городские банки, испытывая нехватку ресурсов для удовлетворения спроса на кредит со стороны крупных фирм, активно занимают у остальных кредитных институтов, как правило имеющих свободные средства.
И, наконец, третье направление
стратегии формирования кредитной системы - создание сильных институтов государственного кредито вания и инвестирования.
Важную роль в массированном кредитовании производства играло то, что государство регули ровало уровни процента по всем видам вкладов (либерализация процента растянулась на десяти летия). При этом отчетливо прослеживается тен денция к поддержанию процента на низком уровне.До начала 70-х годов по каждому виду вкладов государство устанавливало, как правило в законо дательном порядке, верхнюю границу процента. Основы послевоенной системы регулирования были заложены в 1947 г., когда начал действовать Временный закон о регулировании процента. В соответствии с ним потолок процента по вкладам стал определять Политический совет (руководя щий орган) Банка Японии на основе рекомендации Консультативного совета по регулированию процента. Первое время Банк расписывал по дробную шкалу потолков в зависимости от вида и срока вклада. С 1970 г. механизм регулирования был упрощен. Центральный банк устанавливал уже рекомендуемые рамки процента, своего рода коридор. В реальной жизни все банки фиксировали процент по верхнему уровню этого коридора.