вых и сельских бюджетах их доля не превышает 10%.
Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные-структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена — общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.
Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со своими источниками, и направлениями расходования, призвано было принципиально изменить подход всех субъектов социально-экономической среды к финансовым средствам.
Органы всех уровней законодательной власти осуществляют
следующие формы бюджетно-финансового контроля:
1) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвер-
ждения проектов законов (решений) о бюджете, а также других
законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам;
2) текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных во-
просов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис-
сий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с
депутатскими запросами;
3) последующий контроль — в ходе рассмотрения и утвержде-
ния отчетов об исполнении бюджетов.
Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления, отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.
Бюджетный процесс в России регулируют более двадцати нормативных актов, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России и в отдельных ее регионах. Данное обстоятельство определяет исключительные трудности процесса формирования и исполнения бюджетов различных уровней.
В условиях СССР вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно узкий круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленную налогоплатильщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для всего населения будут использованы налоговые поступления. Решение проблем, связанных с формированием и использованием бюджетов всех уровней, во многом обеспечивает и снятие социальной напряженности в стране. Поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций должны сегодня представлять в деталях, как формируются и исполняются бюджеты, как действует налоговый механизм.
Бюджет необхобим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащим выполнению экономичесой, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории : налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Бюджет –
это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет представляет собой систему денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является центральным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.)
Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам :
1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
3) контрольная.
Теперь о каждой функции более подробно.
Первую функцию выполняют бюджетные доходы,–
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти России, органов государственной власти субьектов РФ и органов местного самоуправления. Бюджетные доходы вклячают : налоги с доходов хозяйствующих субьектов ( участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц ); займы; доходы от государственной собственности ( предприятий ); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов – получение в результате первичного распределения чистого национального продукта части доходов хозяйствующих субьектов, а именно :