[21] Ерёмин А. «Объективные источники экономического развития при социализме»
http://kohet.narod.ru/eremin.html
[22] Этот проинцип был ликвидирован в марте 1990 года, когда III-й съезд народных депутатов СССР отменил 6-ю статью Конституции СССР 1977 года, которая законодательно закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.
[23] Гайдар Е. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991 - 1997). М., 1998, стр. 39.
[24] Тимошина Т.М. «Экономическая история России» – М., 3-е изд., 1999, С.267.
[25] Совершенно очевидно, что «гонка вооружений» ложилась тяжёлым бременем на экономику СССР. Военный бюджет «возрастал в 1965-1977 годах ежегодно не менее, чем на 4,5%, составляя примерно 11-13% валового национального продукта» (Тимошина Т.М. Экономическая история России – М., 3-е изд., 1999, С.353). Именно поэтому многие уверены, что СССР должен был неминуемо проиграть «холодную войну», поскольку его экономика не могла более выдерживать такого напряжения. Однако есть и те, кто эту точку зрения не разделяет. Так, М.Калашников в своей книге «Сломанный меч империи», которую А.П.Паршев назвал ''поэмой, одой советскому оружию'', пишет: «Нет, мы не проигрывали 3-ю мировую холодную войну! Великая Империя, СССР, опережала США в полувековой гонке вооружений. Она создала образцы неотразимого оружия. И не русские, а американцы должны были рухнуть от изнурения».
[26] Трансакционные издержки – издержки, связанные не с производственным процессом, а с функционированием хозяйственной системы. Следует отметить, что понятие “трансакционные издержки” было введено в экономическую науку американским экономистом Рональдом Коузом в его работе “Природа фирмы” (1937 год), поэтому естественно, что классики социалистической идеи не оперировали этим термином.
[27] Ерёмин А. «Объективные источники экономического развития при социализме»
http://kohet.narod.ru/eremin.html
[28] Нужно отметить, что затраты эти весьма существенны. Так, затраты на рекламу компании Procter&Gamble в 2001 составили 3.82
млрд долларов, а 100 крупнейших рекламодателей мира потратили за 2001 год 70.95
млрд долларов (для сравнения, вся расходная часть бюджета России на 2001 год составила менее 40
млрд. долларов) источник: http://subscribe.ru/archive/ad.marketingnews/200211/15101856.html
[29] В 2001 году рынок маркетинга в США оценивался в 10-12 млрд. долларов.
источник: http://advertology.ru/reader/report/frem_report.htm
[30] Ерёмин А. «Объективные источники экономического развития при социализме»
http://kohet.narod.ru/eremin.html
[31] Проблема неравенства в распределении доходов между различными слоями стоит сейчас в России очень остро. По официальным данным, половина населения страны находится за чертой бедности, в то время как 10% наиболее обеспеченных граждан получают 40.35% от совокупного дохода всего населения страны (по расчетам И.Березина за 2001 год, источник: http://marketing.spb.ru/mr/social/income-01.htm). Если проследить динамику изменения коэффициента Джини, то мы увидим, что с 1991 по 1998 год он вырос с 0,26 до 0,45 (по данным Международной конференции «Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России»), то есть переход к рыночной экономике в России сопровождался неуклонным увеличением социально-экономической дифференциации населения.
[32] По данным журнала "Профиль", самая «толстая» страна мира – это США, в которой и зародилась культура «быстрого питания». Избыточный вес в этой стране имеют 56% населения, а 27% страдают настоящим ожирением. По данным Министерства Сельского Хозяйства США (Department of Agriculture), ежегодный ущерб экономике США от ожирения составляет 865
млрд долларов. При этом от болезней, связанных с лишним весом, умирает ежегодно 300 тысяч американцев.
источник: http://www.vokruginfo.ru/news/news2862.html
[33] Статья «Гражданская позиция учёного» ( http://www.pdmi.ras.ru/~aaivanov/phil.htm).
[34] Мизес Л. “Социализм”, М. 1994, с. 131.
[35] Именно эту причину изменений хозяйственной жизни Мизес назвал «наиболее важной и фундаменталь- ной» (Мизес Л. “Социализм”, М. 1994, с. 131). Некоторые же считают, что основным фактором, осложняющим планирование при социализме, является изменчивость предпочтений потребителей (изменчивость спроса). Однако Мизес говорит о том, что спрос при плановой экономике «гораздо менее изменчив», так как «силы, которые при капитализме изменяют спрос, при социализме отсутствуют» (там же, с. 133). Действительно, изменчивость спроса во многом определяется появлением новых товаров, а при командно-административной системе в рамках одного планового задания ассортимент выпускаемых товаров фиксирован.