До сих пор рассматривалось приспособление к дефициту со стороны производителя. Обратимся к другому контрагенту хозяйства – потребителю. По ним может пониматься не только конечный потребитель материальных благ и услуг, но и предприятие, которое выступает в качестве потребителя товаров производственного назначения. Процесс приобретения необходимого товара (станка, материалов и т.д.) аналогичен тому, который описывается схемой поведения производителя. Последний не мог осуществить своё первоначальное намерение, то есть использовать необходимый ресурс; потребитель же не может приобрести нужную продукцию. В случае с производителем наблюдается дефицит необходимых средств и материалов внутри производственного предприятия (на складе); потребитель обнаруживает, что необходимых средств и материалов нет за пределами предприятия (на складе торгового предприятия). Таким образом, предприятия, использующие в производственном процессе продукцию других отраслей, вынуждены сами приспосабливаться к дефициту одним из трёх ранее описанных способов. Получается, что они недопроизводят продукцию (или переключаются на производство другой продукции), и дефицит испытывают уже отрасли, зависящие от них. В конечном счёте, дефицит по принципу цепной реакции охватывает всю экономику.
Как естественное следствие дефицита потребители начинают искать различные возможности для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Это может вызвать волну коррупции, связанную с увеличением числа взяток и различных других нелегальных способов давления. Можно предположить, что потребители будут стараться оказать взаимную услугу тем людям, от которых зависит решение их проблемы – по принципу «сегодня ты мой должник, а завтра я – твой». Некоторые экономисты и социологи (К.Поланьи, Е.Ханкис) в связи с этим выдвинули идею о свободном «банке взаимных услуг» в дефицитном хозяйстве и обратили внимание на то, что взаимные услуги в командной системе являются такой формой распределения, которая имеет не меньшее значение, чем рыночное распределение в соответствии с денежными голосами.
В рамках модели Корнаи необходимо также рассмотреть понятие «дрейфа цен». Корнаи считает, что в социалистическом хозяйстве вследствие того, что бюджетные ограничения являются мягкими, предприятие не снижает объёмы потребления ресурсов даже в случае их удорожания, так как уверено в том, что его возросшие издержки в конечном счёте будут переложены на потребителя готовой продукции или оплачены государством (в капиталистическом же хозяйстве срабатывает эффект дохода, благодаря которому при повышении цен на какой-либо вид ресурсов производный спрос на них уменьшается, так как в рамках заданного бюджетного ограничения фирма сможет приобрести меньшее количество подорожавшего фактора производства). Таким образом, в условиях мягкого бюджетного ограничения не объём выпускаемой продукции приспосабливается к цене, а цена подстраивается под высокие издержки, вызванные постоянной погоней за наращиванием объёма производства. Вследствие дефицита и терпимости к нему потребителя, в социалистическом хозяйстве и наблюдается «дрейф цен», то есть постоянное подталкивание дефицитом цен вверх.