Новости

Модель как средство экономического анализа.

Одна из важнейших системных характеристик экономического анализа – «оснащение». Главный элемент оснащения экономического анализа – измерители, в роли которых выступают, как отдельные показатели, так и более сложные конструкции из показателей – экономико-математические модели. Измерители выступают средством агрегирования, свертки и сравнения непосредственно наблюдаемых и измеримых величин – индикаторов.

В исследовании и моделировании экономических систем обычно выделяются три уровня использования количественных методов: измерение, математическое моделирование и принятие решений. Уровень измерений – это количественное представление переменных и количественных закономерностей. Математическое моделирование – описание результатов измерения математическими зависимостями. Принятие решений – поиск значений переменных, оптимизирующих объекты в заданном направлении. Все три уровня взаимно обуславливают и дополняют друг друга, но при этом каждый имеет свою специфику.

Экономико-математическая модель, выступая в роли инструмента исследования, должна не только описывать состояние объекта заранее установленным способом, но и .действовать формулированию задачи его изменения, а также получению оценки результатов такого изменения, т.е. должна носить нормативно-оценочный характер.

Варьируя измерителями можно активно вмешиваться в процессы измерения, моделирования, анализа и принятия решений. Многозначность понятий анализируемых яв­лений, многовариантность косвенных экономических измерений обусловливают необ­ходимость нормативного подхода к формированию экономических измерителей. Нор­мативность в данном случае означает соответствие некоторому набору требований.

Исследователи, занимающиеся проблемами экономического измерения, моделирова­ния и анализа называют большое число самых разнообразных требований: самых об­щих и очень конкретных, формальных и содержательных, относящихся к разным эле­ментам экономического анализа, к отдельным показателям и к их системам. В научной литературе упоминается более семидесяти разных требований.

В соответствии с выделением синтактического, семантического и прагматического аспекта в рассмотрении информации можно разделить все требования, предъявляемые к аналитической модели, на формальные, содержательные и целевые, соответственно. Кроме этого, требования к измерителю можно разделить на а) требования к отдельным параметрам (индикаторам), б) требования к совокупности параметров (к формирова­нию признакового пространства), в) требования к модели в целом (к конструкции из индикаторов).

Рассмотрим эти требования так, как они описаны в научной литературе.

Класс (1.1) — формальные требования к индикаторам: измеримость используе­мых показателей; однородность и устойчивость структуры анализируемых явлений; ана­логия, соответствие поведения; совпадение форм индикаторного и латентного распре­делений; объективность оценки; чувствительность к относительно небольшим измене­ниям явления; достаточность информационной базы для практического использования показателя; точность; возможность использования ЭВМ и др.

Класс (1.2) — содержательные требования к индикатору: теоретическая обо­снованность выбора и применимости; отражение особенностей объекта и причинно- следственных связей; возможность экспериментальной проверки эффективности ин­дикатора; эмпирическая интерпретируемость получаемых численных значений и др.

Класс (1.3) — целевые требования к индикатору: соответствие целям и задачам исследования, существенность, значимость, ценность, полезность; взаимосвязь с дей­ствующей системой планирования и учета; гибкость, адаптивность; сравнимость значе­ний индикатора (показателя) для разных объектов и для одних и тех же объектов, но в разные промежутки времени; универсальность, т.е. пригодность для решения различ­ных задач; быстрота и экономичность получения результатов и др.

Класс (2.1) — формальные требования к формированию признакового простран­ства: минимальное число и независимость признаков; агрегирование (группировка) признаков и/или выбор «представителя» из группы признаков; замена исходных при­знаков их линейными комбинациями и др.

Класс (2.2) — содержательные требования к формированию признакового про­странства: системность, взаимосвязанность с другими показателями; комплексность и полнота отражения свойств; четкая структурированность, т.е. разделение на отдель­ные блоки, отражающие разные свойства и др.

Класс (2.3) — целевые требования к формированию признакового пространства: достаточное число признаков для интегральной оценки и анализа объекта; пропорцио­нальность числа признаков значимости отображаемого явления; наглядность и др.

Перейти на страницу: 1 2