Прочие источники финансирования дефицита бюджета лишь в 1995, 1997, 1998 и 2000 годах составляли положительную величину. Их доля соответственно была равна 9,8%, 6,8%, 17,3% и 10,2%. Такое неравномерное финансирование дефицита за счет прочих источников стало следствием проводимой государством политики по компенсации населению ущерба от обесценения денежных сбережений, помещенных во вклады в Сберегательный банк, и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 года на приобретение товаров длительного пользования, а также по погашению задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 года. Средств, направляемых изданные цели, зачастую оказывалось больше, чем поступало для финансирования дефицита бюджета за счет прочих источников.
Таким образом, основными тенденциями в структуре источников финансирования дефицита республиканского бюджета являются: отсутствие внешнего финансирования;
значительное возрастание удельного веса кредитов Национального банка в финансировании дефицита республиканского бюджета, что отрицательно сказывается на инфляционных процессах в экономике;
· низкий спрос инвесторов на государственные ценные бумаги;
· незначительные, а нередко и отрицательные поступления средств от прочих источников на покрытие бюджетной несбалансированности.
С целью оптимизации источников финансирования дефицита бюджета необходимо:
1. Свести к минимуму эмиссионное кредитование Национальным банком дефицита республиканского бюджета.
2. Принять необходимые меры для более динамичного развития рынка государственных ценных бумаг:
· расширить номенклатуру государственных ценных бумаг, выпуская облигации с более разнообразными сроками обращения, механизмами погашения и выплаты доходов;
· принять меры для улучшения ликвидности банковской системы: в первую очередь, отказаться от принуждения банков к кредитованию определенных субъектов хозяйствования;
· по мере повышения реальных доходов населения провести внутренний облигационный заем для населения.
3. Обеспечить улучшение кредитного рейтинга нашей страны для при влечения внешнего финансирования, а также разработать механизм привлечения иностранных кредитов под залог акций государственных предприятий.