Новости

Источники финансирования государственного бюджета

Таким образом, нельзя добиться снижения уровня инфляции при со­хранении практики финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка в условиях не­полной собираемости налогов и под­держки убыточных производств. Если Национальный банк и правительство решаются на дополнительную денеж­ную эмиссию, то эти средства долж­ны направляться в перспективные отрасли экономики, а не для финан­сирования жилищного строительства и компенсации вкладов населения.

Наиболее приемлемым для Бела­руси источником финансирования дефицита бюджета являются ценные государственные бумаги, так как в условиях низкого кредитного рейтин­га республики возможности внешне­го финансирования ограничены, а эмиссионное кредитование неизбежно порождает инфляцию. Впервые средства от размещения ценных бу-„ маг были привлечены в республиканский бюджет в 1994 году в размере 9,6 млрд. руб., однако это составило лишь 1,4% объема привлеченных средств для финансирования дефицита. В последующие годы удельный вес государственных ценных бумаг в финансировании дефицита увеличивался: 14,9% — в 1995 году, 35,9% —в 1996, 54,3% — в 1997, 87,9%— в 1998 году, что является свидетельством оптимизации источников покры­тия несбалансированности бюджета. Однако в 1999 году доля государственных ценных бумаг в финансировании дефицита снизилась до 39,8%, в следующем — до 34,3% из-за низкого спроса и недостаточной ликвидности основных инвесторов на рынке ценных бумаг рублевых ресурсов снижения привлекательности облигаций из-за отрицательных процентных ставок. Снижение ликвидности банковской системы обусловлено, в первую очередь, теми квазибюджетными операциями, которые вынуждены проводить банки. В частности, такого рода операции, связанные только с агропромышленным комплексом, в 2000 году составили 105 млрд. руб. и 114 млн. дол. США. К тому же в законе о бюджете предусматривается прямое финансирование Нацбанком дефицита бюджета под нулевые процентные ставки, что делает эмиссионные кредиты более привлекательным для правительства источником финансирования дефицита по сравнению с государственными ценными бумагами, так как по последним нуж­но платить проценты по рыночной ставке.

В то же время, несмотря на то что долговое финансирование дефицита является антиинфляционной альтер­нативой монетизации дефицита (за исключением случаев покупки ценных бумаг непосредственно Националь­ным банком), оно приводит к росту го­сударственного внутреннего долга. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефици­том, а его наличие является фактором увеличения и основной суммы долга, и расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию государ­ственной задолженности.

В Беларуси первичный дефицит (табл. 2) за все годы, кроме 2000-го, составлял положительную величину, что приводило к увеличению госу­дарственного долга.

С 1995 года спред между удель­ным весом общего дефицита в ВВП и первичного дефицита в ВВП (рис. 1) стал возрастать из-за увеличения до­ли стоимости обслуживания государ­ственного долга в расходах бюджета. Однако по итогам 2000 года бюджет за исключением процентных выплат имел положительное сальдо в разме­ре 0,3% ВВП. Если такая тенденция не изменится и в последующие годы, то, возможно, ситуация с государст­венным внутренним долгом в нашей стране стабилизируется.

Рис. 1 Динамика общего и первичного дефицита республиканского бюджета, % к ВВП

годы

Расходы по обслуживанию гос. долга,

% к ВВП

Общий дефицит,

% к ВВП

Первичный дефицит,

% к ВВП

1992

0,6

1,9

1,3

1993

0,6

5,5

5,0

1994

0,2

3,5

3,2

1995

0,2

2,8

2,6

1996

0,5

2,0

1,5

1997

0,3

1,9

1,6

1998

0,7

1,4

0,7

1999

0,8

2,9

2,1

2000

0,9

0,6

- 0,3

Перейти на страницу: 1 2 3 4