Согласно ст.7 закона о государственном бюджете РБ на 2002 г., предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты областей и г. Минска от общих налоговых сборов:
Очевидно, что бюджет-2002 поставил определенные регионы в более выгодное положение, чем другие. На следующий год сохранены нормы отчислений из республиканского бюджета в областные и столичный городской. По акцизам все области получают 40% от собранных средств. По НДС Брестская - 66%, Витебская - 47%, Гомельская - 42%, Гродненская - 58%, Минская - 56%, г. Минск - 25%. А вот Могилевская в прошлом году получала только 51% собранного в области НДС от отечественных производителей, а в 2002 г. цифра увеличена до 91%. По налогам на доходы и прибыль юридических лиц Гомельская область получит 51,3% (в 2001 г. - 33%), Могилевская - 100% (вместо 41%) и Минск - 33,3% (вместо 25% в этом году). При этом Могилевская область имеет одни из самых плохих показателей по количеству убыточных предприятий, по рентабельности, по объему складских запасов и долгов перед бюджетом по налогам, перед поставщиками по энергоресурсам и перед рабочими - по зарплате.
Известно, что одной из важных проблем для государственных предприятий является их принуждение к содержанию социальных и культурных объектов. В бюджете-2001 г. выплаты на поддержание передаваемых местных советам объектов составили почти 7 млрд. рублей. На 2002 г. данная сумма запланирована в размере 7,4 млрд. (с учетом инфляции она сократилась). Произошло уменьшение объема субвенций на строительство объектов коммунальной собственности. На 2002 г. запланировано 27,7 млрд. вместо 32 млрд. в 2001. В реальном выражении уменьшение объемов финансирования по данным статьям ожидается весьма существенным. В два раза в номинальном выражении планируется сократить субвенции на "финансирование расходов, связанных с осуществлением г. Минском функции столицы" (до 25 млрд.).
И в целом: тенденция проекта бюджета на 2003 год - режим строжайшей экономии. Предполагается, что расходы на образование и науку вырастут в 1,5 раза, на культуру и СМИ - в 1,4 раза. Напротив, на 50% сокращаются расходы на содержание всех санаториев и здравниц, отменяется большинство льгот на транспорте, сокращаются льготы по бесплатному получению лекарств и зубопротезированию, будут упорядочены льготы по отпуску населению сжиженного газа и твердого топлива, и др. Ставки основных налогов останутся на прежнем уровне.
Реальное же снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов). Такие решения как раз и составляют основу налоговой политики государства и всегда зависят от состояния текущей экономической конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и инфляции более полезно для экономики увеличивать налоговую нагрузку).
Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых - обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая - налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:
* Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;
* Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
* Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы , НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
* Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;
* Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
Таким образом, анализ доходной части бюджета указывает как на имеющиеся некоторые положительные результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.