Написав курсовую работу, я могу сделать некоторые выводы. В работе я осветил вопросы: что такое ценообразование в рыночной экономике, задачи и цели ценообразования, методы ценообразования.
В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.
Установление цены – один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.
Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.
Приложение
Таблица 1. Особенности ценообразования на различных типах рынков
Типы рынков | ||||
Свободная конкуренция | Монополисти-ческая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
1. Характер ценообразо-вания |
Свободное, конкурентное |
Конкурентное ценообразова-ние с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта |
Монополизиро-ванное, но обусловленное взаимной зависимостью немногих конкурентов |
Монополизиро-ванное ценообразование |
2. Особен-ность продукта |
Однороден, часто стандартизирован |
Дифференциро-ван, но входит в группу заменителей |
Может быть однородным, стандартизиро-ванным и дифференцирован-ным |
Уникален, нет близких заменителей |
3. Число предприятий — агентов рынка |
Очень большое |
Много |
Немного |
Одно |
4. Контроль рыночной цены предприятием |
Не контролируется, соглашается с рыночной ценой |
Контролируется в весьма ограниченных пределах |
Контролируется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор |
Контролируется монополистом |
5. Неценовая конкурен-ция |
Отсутствует |
Имеет значительную роль |
Является типичной |
Является главной, имеет различные формы |
6. Условия вхождения в отрасль, на рынок и выходы |
Препятствия отсутствуют |
Относительно легкие |
Затруднены или трудные |
Блокированы |
Приложение
Таблица 2. Влияние изменения цен на прибыль
Изменения | Изменение цены | |
прибыли | Цена повышается | Цена понижается |
Прибыль увеличивается |
Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный рынок). |
Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли (эластичный рынок). |
Первоначальная цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше - товарный дефицит. |
Первоначальная цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширяется. | |
Производственные мощности ограничены, заказы превышают возможности предприятия. |
Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена. | |
Происходит быстрое расширение емкости рынка. |
Более низкие цены открывают выход на новые рынки. | |
Более высокие цены делают товар более привлекательным для покупателя. |
Уход с рынка ряда конкурентов. | |
Повышение цен конкурентами в отрасли. | ||
Прибыль уменьшается |
Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек). |
Рынок нечувствителен (неэластичен) к более низким ценам, и объем продаж остается относительно постоянным. |
Первоначальные цены были правильными - продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок). |
Первоначальные цены были правильными - после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок). | |
Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей. | ||
Уход с рынка. Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке. | ||
Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов. |