Таким образом, на 30 июня 1999 года обязательства Всемирного банка по отношению к Узбекистану (с нарастающим итогом за вычетом отмененных обязательств) составили 429 млн.долларов, из которых фактические выплаты, осуществленные банком, составляют 211 млн.долларов.
Нынешняя трехлетняя стратегия (1999-2001 годы) в отношении к Узбекистану предполагает умеренную программу финансового, институционального и технического содействия, а также предоставление консультаций с целью поддержания реализации правительственной стратегии поэтапного реформирования. В период с 2000 по 2001 год включительно Всемирный банк предполагает выделить Узбекистану займы на реформирование сельского хозяйства, социальную трансформацию, развитие городского транспорта, муниципального водоснабжения и санитарию, реабилитацию систем ирригации и дренажа, поддержку программ микрокредитования малого и среднего бизнеса. На данном этапе известно, что речь идет о шести кредитных проектах по указанным направлениям, общая стоимость которых составит примерно 285 млн.долларов США. Эти проекты будут реализованы на пилотной (экспериментальной) основе. И если они окажутся эффективными и перспективными, то впредь такие проекты будут внедряться не по отдельным городам и регионам, а в масштабах всей республики.
Государственный внутренний долг в Узбекистане имеет свою специфику. Он образовался за ряд лет за счет следующих источников:
1) государственные займы денег у населения. Государственный долг и дефицит бюджета в Узбекистане существовали все время после Великой Отечественной войны;
2) привлечение сбережений населения в сберкассах для погашения бюджетного дефицита. Цели и условия расходования (и возврата) средств, полученных бюджетом за счет населения, не оговаривались;
3) заимствования из резервных фондов Госстраха. Отсюда средства брали без обоснования и отчетности;
4) задолженность государства банку по разницам в уровне закупочных цен на сельскохозяйственное сырье;
5) списание бесперспективной задолженности сельскохозяйственных предприятий банку. В 80-х годах ХХ в. государство взяло на себя долги колхозов и совхозов, взяло их у банков, увеличив свой государственный долг;
6) прямое кредитование банком бюджетного деицита. Государство постоянно осуществляло эмиссию денег, тем самым оно наносило двойной вред экономике: увеличивались государственный долг и масса денег в обращении;
7) выпуск ценных бумаг, предназначенных для покупки предприятиями. Государство хотело создать рынок ценных бумаг. Попытка эта не удалась как по отношению к предприятиям, так и по отношению к населению (выпуск казначейских обязательств). Финансовый рынок нельзя ввести никакими постановлениями. В результате вновь возрос государственный долг.
Погашение государственного долга и процентов по нему осушествляется путем выпуска государственных ценных бумаг за счет средств федерального бюджета. Основная часть бюджетных ресурсов формируется преимущественно за счет прямых и косвенных налогов с населения. Поэтому, в конечном счете, на плечи налогоплательщиков перекладывается и тяжесть государственного долга.