В концепции уточненыметодологические положения в отношении цели создания, инвестиционного климата, эффективного режима инвестирования и факторов размещения, характерных для зон каждого типа. Кроме того, в ней пренципиально решон вопрос о создании на территории Украины разветвленной системы специальных экономических зон различной фунциональной ориентации и предложен перечень регионов, где наиболее целесообразно создавать СЭЗ отдельных типов – как сегодня, так и на долглсрочную перспективу.
Был также сдела крупный шаг в методическом обеспечении подготовки учередительных документов. С целью упорядочения проэктной работы были утверждены “Положение о Межведомственой комиссии и порядке рассмотрения документов .” и “Типовые методические рекомендации по разработке рехнико-экономического обоснования целисообразности создания и функционирования СЭЗ”.
Следует заметить, что количество и качество базовых документов, регламентирующих создание свободных экономических зон в Украине, выгодно отличаются от нормативно-правовой базы других стран, где, как правило, отсутствует “рамочный закон” о зонах, нет концепции их создания на перспективный период, а также соотведствующих методических наработок для проэктирования.
Указами Презедента Украины “О Южнокрымской эксперементальной экономической зоне Сиваш” (июнь 1995 г.) и “О мерах по проведению эксперемента в Южнокрымской эксперементальной экономической зоне Сиваш” (ноябрь 1995 г.), которые в последствии были подтверждены соотведствующим постановлением Верховного Совета Украины (февраль 1996 г.), создана первая в Украине свободная экономическая зона.
Срок длительности вновь образованой зоны – 5 лет. Согласно уточнению, сделаному в Указе Презедента Украины (ноябрь 1997 г.), дата и начало эксперемента в Южнокрымской зоне “Сиваш” является 18 сентября 1996 г. – дата государсвенной регистрации админестрации ЮЭЭЗ, а не 30 июня 1995 г., когда было принято рещение об учреждение экономической зоны. Таким образом, можно считать, что срок деятельности ЮЭЭЗ “Сиваш” должен заканчиваться в сентябре 2001 г.
Сопостовляя цели учереждения ЮЄЄЗ “Сиваш” с теми, которые обычно ставятся при создании свободной экономической зоны, можно увидеть некоторые расхождения. Как правило, СЭЗ имеет целью активизацию внешнеэкономического сотрудничества, тогда как в данном конкретном случае ЮЭЭЗ становится механизмом формерования точек экономического роста на базовом административном уровне, который сориентирован, впервую очередь, на национальные инвестиции.
В силу общепризнаной эффективности свободных экономических зон, а также их способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринемательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соотведствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, и т. п. т., нужно признать целесообразным включение направления на создания таких зон в государственную экономическую политику. На практике это нашло отражение во введении соотведствующих разделов о СЭЗ в ежегодные програмыдействий Правительства и прогнозы социально-экономического развития Украины, а также в выделении позиции по этим зонам в Концепции государственой региональной политики.
В процесе развития СЭЗ в Украине следует соблюдать определенные на данный период стратегию и тактику, согласованные с общеэкономическим развитием государства. Как уже отмечалось, дефецитный характер государственного и местных бюджетов, нецелесообразность проведения эксперемента на значительной (по площади и числености населения) территории Украины, неотработанность схем управления и контроля, а также механизмов деятельности СЭЗ требуют временного ограничения их создания на территории гоосударства.
В течение 5 – 7 лет целесообразно реализовать наиболее подготовленные проэкты формирования СЭЗ: внешнеторгового (2 –3 зоны), торгово-производственного (2 зоны – 1 комплексная и 1 локальная), научно-технического (1зона в форме технопарка) и туристско-рекреационного (1 зона) типов. Это позволит отработать необходимые схемы управления и контроля, а также механизмы деятельности таких зон, в основном завершить создание соотведствующей нормативно-правовой базы, получить практические результаты функционорвания СЭЗ, проанализировать их опыт, ограничить возможное отрицательное влияние этих формирований на экономику Украины и ее отдельных регионов, внести соотведствующие коррективы в государственную политику в отношении развития СЭЗ.
Территории, на которых создаються свободные экономические зоны, должны отвечать следующим требованиям:
иметь благоприятное транспортно-географическое положение ;
размещатся в близи или иметь развитую сетькоммуникаций – крупных транспортных узлов, морских портов, автомобильных и железных дорог межгосударственного сообщения, международных аэропортов, транспортных коридоров;