Свободные экономические зоны (СЭЗ) – ограниченые територии, города, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринемателей, способствуещие решению внешне торговых, общекомерческих, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.
В документах Киотской конвенции ( 1973 г. ) под свободной экономической зоной ( или “зоной франко” ) понимается часть территори страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной територии. Иными словами, территория, где соблюдается принцип “таможенной экстерриториальности”.
В мировой практике создания СЭЗ существуют два пути. В первом случае во главу угла ставят “территориальный подход”, то есть рассматривают СЭЗ как конкретную, определённую территорию, на которую распрастраняется соответствующий порядок существования. Другой подход – “режимный”, то есть зону расматривают как конкурентное комплексное предприятия, которому предоставлены определённые преимущества при соблюдении определённых условий.
И задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, тоже неоднозначные. Одни государства пытаются решать с помощю зон проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи в ограничном единстве.
Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи, цели можно было бы объеденить в три крупных блока: экономический, соцеальный и научно-технический.
Экономические цели:
привлечение иностранного и национального капитала благодаря срециальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упращению различных организационных процедур;
использование приимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортзамещающего механизма производства;
ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
Социальные цели:
ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в приделах зон ограниченных национальных ресурсов;
повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.
Научно-технические цели:
привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
ускорение инновационных и внедренческих процессов;
привлечение зарубежных ученых и специалистов;
повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.
Что нужно для создания и успешного функционирования СЭЗ?
Зарубежный опыт и еще весьма скромный опыт России свидетельствует, что необходимыми условиями для создания свободных экономических зон являются:
Политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создается СЭЗ.
Стабильная и всесторонняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и др. права СЭЗ.
Природно-географические условия (местоположение территории, где создается СЭЗ, близость к транспортным магистралям, учет соседей, агроклиматических ресурсов и др.)
Хорошо развитая инфраструктура связи, транспорта, социальных условий, энергетики.
Развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию СЭЗ (банки, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, транспортные услуги.)
Наличные (или создание) эффективной структуры административного управления СЭЗ, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления.
Почему многие свободные экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности? Разумеется, благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним – это существенные льготы.