Как показано на рисунке 4, пошлины США то поднимались, то снижались. На протяжении большей части своей истории Америка, как правило, была страной с высокими пошлинами. Следует отметить, что законом о пошлинах Смута-Хаули, принятым в 1930 г., вводились самые высокие пошлины в истории США.
Если пошлины экономически нежелательны, почему конгресс с такой готовностью использовал их? Как уже отмечалось в этой главе, ответ кроется в политических реалиях, связанных с процессом установления пошлин, а точнее, с последствиями особых интересов. Небольшая группа отечественных производителей, которые получат большой экономический выигрыш от пошлин и квот, с помощью хорошо оплачиваемых и хорошо информированных лоббистов будет энергично бороться за введение протекционистских санкций. Большинство потребителей, каждый из которых в отдельности понесет незначительные убытки, останутся в целом непосвященными и безразличными. Общественность может поддержать эту политику не только благодаря энергично проведенной кампании, но и в связи с явной подтасовкой фактов ("Сократите импорт и исчезнет безработица внутри страны") и патриотическими призывами протекционистов ("Покупайте американское!"). Выгоды, якобы приносимые пошлинами, представляются общественности немедленными и четко обозначенными. Негативные же результаты, на которые ссылаются экономисты, выглядят неопределенными и сильно распыленными по всей экономике. К тому же общественность скорее всего не заметит ошибочности толкования: "Если квота на японские автомобили сохранит прибыли и занятость в американской автомобильной промышленности, то как это может оказаться вредным для всей экономики в целом?" Когда к этому добавляется еще и практика взаимной поддержки — "Ты поддержи пошлины для отрасли X в моем штате, а я сделаю то же самое для отрасли Y в твоем штате", — то как результат могут появиться защитные пошлины и квоты.
Рисунок 4. Таможенные пошлины в США в 1820—1988 гг.