Новости

Экономическая интеграция

Другим решающим сдвигом в сторону либерализа­ции торговли стала экономическая интегра­ция — объединение рынков двух и более стран в зону свободной торговли. Примерами экономи­ческой интеграции являются Европейское экономи­ческое сообщество (ЕЭС) и Американо-канадское соглашение о свободной торговле.

Общий рынок

. Наиболее ярким примером экономи­ческой интеграции является Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) или, как его часто называют, "Общий рынок". Возникнув в 1958 г., ЕЭС сейчас включает 13 западноевропейских стран.

Цели. "Общий рынок" выступает за: 1) постепен­ную отмену пошлин и импортных квот на все товары, которыми торгуют между собой 13 стран-участниц; 2) установление общей системы пошлин в отношении всех товаров, получаемых из стран, не входящих в "Общий рынок"; 3) достижение в конечном счете свободного движения капитала и рабочей силы в рам­ках "Общего рынка" и 4) разработку общей политики по ряду других экономических аспектов, вызываю­щих взаимный интерес, например по сельскому хо­зяйству, транспорту, ограничительной деловой прак­тике.

Итоги. Мотивы, которые привели к созданию "Общего рынка", имели как политический, так и экономический характер. Основным экономичес­ким мотивом, конечно, было стремление стран-участниц к получению преимуществ от свободной торговли. Крайне сложно определить, в какой степе­ни ЕЭС обязано своим процветанием и ростом имен­но экономической интеграции; но ясно одно: интег­рация создает массовые рынки, столь необходимые для достижения отраслями стран "Общего рынка" экономии на масштабах производства. Более эффек­тивное производство, характерное для крупномасш­табных рынков, дает возможность отраслям промы­шленности европейских стран добиться более низких издержек, которые исторически были недостижимы в условиях узких обособленных рынков.

Влияние на третьи страны, такие, как США, представляется менее определенным. С одной сто­роны, миролюбивый и процветающий "Общий ры­нок" делает страны-участницы более выгодными потенциальными покупателями американского экс­порта. С другой стороны, американские фирмы сталкиваются с пошлинами, которые затрудняют конкуренцию на рынках ЕЭС. Например, до созда­ния "Общего рынка" американские, западногер­манские, французские автомобилестроители имели дело с одинаковыми пошлинами при продаже своих изделий, скажем, в Бельгии. Однако с введением свободной торговли между странами — членами ЕЭС бельгийские пошлины на западногерманские "фольксвагены" и французские "рено" были сведены к нулю. В то же время в отношении американских "шевроле" и "фордов" продолжает действовать внешний тариф. Это, безусловно, ставит американс­кие фирмы и фирмы других стран, не входящих в ЕЭС, в крайне невыгодное положение.

Устранение этого невыгодного положения яв­ляется одним из мотивов, побуждающих США выступать через ГАТТ за более свободную то­рговлю. Действительно, с точки зрения снижения тарифов, переговоры в рамках так называемого "Раунда Кеннеди", завершившегося в 1967 г., и "Ра­унда Токио", закончившегося в 1979 г., были успешными. В частности, к 1987 г. импортные по­шлины на промышленные товары в индустриально развитых странах в среднем составляли менее 5% по сравнению с 30-ми годами, когда в период своего пика они достигали в среднем 50%.

Американо-канадское соглашение о свободной тор­говле

. Вторым и более свежим примером экономичес­кой интеграции является Американо-канадское соглашение о свободной торговле, подпи­санное президентом Рейганом и премьер-министром Малруни в 1988 г. Несмотря на то, что к 1988 г. 3/4 объема товарооборота между США и Канадой не облагались пошлинами, данное американо-канадское соглашение является крайне важным: оно создает крупнейшую в мире зону беспошлинной торговли. В соответствии с положениями соглашения все виды торговых ограничений, такие, как пошлины, квоты и нетарифные барьеры, будут устранены в течение десятилетнего периода. Канадские предприниматели получат доступ на рынок, в 10 раз превышающий по своим размерам канадский рынок, в то время как американские потребители выиграют от снижения вен на канадские товары. В свою очередь, Канаде придется в большей степени снизить свои пошлины, чем США, поскольку уровень канадских пошлин выше американских. Снижение канадских пошлин поможет американским производителям и канадским потребителям.

Канада является крупнейшим торговым партнером США. Точно так же США являются основным покупателем канадс­кого экспорта. Следовательно, потенциальные вы­годы от американо-канадского соглашения для каж­дой страны значительны. Было подсчитано, что, когда соглашение полностью вступит в силу, каждая страна благодаря ему получит ежегодные доходы в размере от 1 до 3 млрд. дол.

Американо-канадское соглашение имеет глобаль­ное значение. Так, ожидается, что оно ускорит много­стороннее снижение пошлин в рамках ГАТТ. Проще говоря, страны, которые не охвачены соглашениями о свободной торговле, не захотят оказаться в относи­тельно менее выгодных условиях при продаже своих товаров в США и Канаде. В этой связи америка­но-канадский договор также ставит обе страны в вы­игрышное положение при ведении переговоров о сни­жении торговых барьеров со странами "Общего рын­ка". Доступ на обширный североамериканский рынок так же важен для стран "Общего рынка", как и до­ступ на европейский рынок для США и Канады. Наконец, соглашение с Канадой содействовало нача­лу серьезных переговоров между США и Мексикой по вопросу о путях снижения или устранения торго­вых барьеров между этими двумя странами.