Рассмотрим случай распределения налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). На рисунке показано, как изменится цена и объем продаж после введения налога.
На рисунке «А» график спроса D показывает его высокую эластичность. На рисунке «Б» спрос отрицательно неэластичен. Графики предложения S0 – предложение до введения налога. До введения налога равновесные цена и объем производства были соответственно P0 и Q0.
Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия P1 и Q1.
Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько? Производитель в условиях рыночной экономики не может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто возможно), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать – это поднять цену до равновесного уровня.
В случае, если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рисунке «А» выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии – потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
В случае, если вопрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство обладает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).
Следует обратить внимание и на заштрихованные прямоугольники на рисунке «А» и «Б». Они очерчивают продукцию, которая была произведена и куплена, если бы государство не вело налог. Это те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.
Рассмотрим теперь зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса, примем постоянной). Рисунок иллюстрирует ситуацию до и после введения налога.
При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном в основном на потребителя, рост цены и сокращения и сокращения объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества выше.