В начале 50-х годов жесткое централизованное распределение финансовых ресурсов было прекращено. С середины десятилетия частные банки уже имели прочную базу для расширения— кредитования, так как стали быстро расти сбере жения и вклады. Норма сбережения домашних хозяйств составила в 1955 г. - 11.9%; в 1960 г. - 14.5; в 1965 г.-15.8; в 1970 г.-17.7; в 1975-22.8 после чего пошла на убыль, но и сейчас удержи вается на уровне 15-17%.
Основные факторы быстрого роста нормы сбережений с середины 50-х годов таковы.
Во-первых
, в результате перехода к жесткой финансовой политике резко снизился уровень инфляции. С 1949 г. при решающей роли оккупационной администрации (так называемая "линия Доджа") обеспечивалась сбалансированность всех элементов государственных финансов: общего и специальных счетов центрального бюджета, местных бюджетов, финансов бюджетных организаций и предприятий.
Во-вторых
, чрезвычайно низким был исход ный уровень финансовых активов домашних хо зяйств, причем эти активы были в значительной мере обесценены высокой инфляцией. Как только инфляцию удалось обуздать, у людей возникло естественное стремление эти активы нарастить.
В-третьих
, в 50-е годы стали заметно расти до ходы. Это было связано как с достаточно успеш ной политикой целенаправленного стимулирова ния ключевых отраслей, так и с тем, что война в Корее (1950-1953 гг.) создала существенный до полнительный спрос на продукцию японской про мышленности.
В-четвертых
, существенную роль сыграл де мографический фактор: низкий удельный вес жи телей старших возрастов, которые, как правило, сберегают меньше всех.
В-пятых
, росту сбережений способствовала японская практика выплаты бонусов (премиаль ных). Фактически все японские фирмы выплачи вают в середине года своим работникам крупные единовременные бонусы (равные, как правило, двух-трехмесячной зарплате), что подталкивает людей класть эти деньги "на книжку".
В-шестых
, те, кто сберегает, пользовались оп ределенными налоговыми привилегиями. В част ности, долгое время проценты по небольшим (до 3 млн. иен) почтовым вкладам не облагались на логом. С 1988 г. эта привилегия была в основном отменена. Она продолжает действовать только для вкладчиков старше 65 лет.
Наконец, в-седьмых
, сберегать побуждали сравнительная неразвитость потребительского кредита и до последнего времени невысокие уровни государственных пенсионных выплат.
Подавляющая часть сберегаемых средств осе дала на вкладах в банках, а также в государствен ной почтово-сберегательной сети (так называе мые почтовые сбережения, о которых речь пой дет ниже). Неразвитый рынок ценных бумаг и предельно жесткий контроль за оттоком финансовых ресурсов за рубеж фактически не оставляли иных вариантов. В то же время вкладчик верил в надежность национальных банков и тем более почтово-сберегательной сети. Это было связано, в частности, с усилением надзора над банками со стороны Министерства финансов и с жестким контролем Банка Японии.
В Японии, как известно, Банк развития работает на сбережениях граждан, которые аккумулируются сберегательными кассами, затем собираются под контролем Минфина в централизованный фонд, и тот в административном порядке передается в использование Банку развития Японии, Экспортно-импортному банку и еще 4-м институтам развития. Что бы там ни говорили о пользе иностранных инвестиций (а они, безусловно, важны и нужны), главный источник инвестиций -- национальный капитал, т.е. сбережения. Основной фактор, определяющий размеры сбережений -- это уровень дохода населения. Растет национальный доход -- растут и сбережения. Разумеется, эта зависимость не прямая. На нее влияет склонность населения к "воздержанию от трат", что зависит не только от экономической мотивации. Например, в Англии только 8% доходов идет на сбережения, а в Японии -- более 30%.Например, 70% банковского капитала Японии составляют денежные сбережения, личные сбережения граждан. Передача личных сбережений этой мощнейшей финансовой империи означает существование между ними прочного доверия. Здесь не нужны ни клятвы, ни даже законы, потому что правовые нормы можно изменить. Важна обстановка надежности и действенности законов, порядка и доверия к ним.