Хотя системы образования отражают глубоко укорененные традиции и культурные различия в регионах и в государствах-членах Европейского Союза, но и здесь существуют общие для всех требования. Будут названы лишь три из них. Системы профессионального образования особенно тесно связаны с конкурентоспособностью в области экономики. Традиционная мудрость говорит нам, что подобного рода системы, например, в Германии или Дании, постоянно подкрепляли экономическое развитие. И тем не менее наши соседи не могут просто копировать системы такого рода. На это существует важная причина. Обычные системы профессионального образования были разработаны повсюду для традиционного промышленного общества, поэтому их необходимо радикально усовершенствовать.
Долгое время профессиональное образование как бы обеспечивало гарантию рабочего места в течение всей жизни. Сегодня этого уже нет. Мы стоим перед серьезным требованием необходимости "lifelong learning" (непрерывного образования, т.е. обучения на протяжении всей жизни). Классические системы профессионального образования однако недостаточно подготовлены для этого; будут необходимы драматические изменения в дидактике, организации и финансировании. Что касается более высоких образовательных ступеней, то многие европейские страны стоят на пороге радикальных реформ, и в высших школах особенно необходим сильный толчок к соревновательности и увеличению ответственности перед самими собой.
В конце концов, должны быть предприняты массированные усилия по наступлению информационной эры широким фронтом на системы образования. Речь идет здесь не только о техническом оснащении образовательных учреждений; много важнее полностью использовать новые возможности в педагогике и дидактике.