Новости

Поле деятельности политики

Приведенные выше факты проясняют ситуацию: и в период обострения конкуренции - и именно в этот период - существуют сферы приложения сил для политического действия. Только это пространство для политической игры должно использоваться. Политика сама себя лишает власти, когда годами откладывается и "забалтывается" принятие важных решений, когда реформы, в необходимости которых не может быть ни малейшего сомнения, блокируются или выхолащиваются из-за тактических расчетов выборных кампаний.

Из всего этого следует, что национальные государства - и в особенности регионы - из-за экономического и технологического развития не теряют своего качества политических актеров, но их функции коренным образом меняются. Несомненно, классическое национальное государство теряет часть своих компетенций, поскольку определенные суверенные права государства передаются сверхнациональным организациям и поскольку на арену международной политики вышли влиятельные игроки в форме мультинациональных концернов.

Тем не менее не может быть и речи о том, что государство и его демократически избранные представители станут беспомощными игрушками в руках глобального развития, которое уже не подчиняется принципам демократического управления. Совершенно определенно, что национальное государство не везде будет располагать тем объемом пространства своего действия, как это было в прошлом. Но в этом заключается в первую очередь не утрата роли государства, а, по меньшей мере, в такой же степени и шанс для переосмысления желаемой роли государства. Речь идет, как написал однажды один швейцарский журналист, о "реакции на чрезмерное разрастание и самонадеянность государства, которое, взяв на себя управление - вплоть до деталей - национальной экономикой, обеспечение всех социальных выплат (в т.ч. постоянно появляющихся новых) и регулирование слишком многих сфер жизни, в некоторых отношениях потерпело тем самым фиаско" (3). Это высказывание верно в том смысле, что исторически сформировавшееся понимание национального государства и его задач, выдержавшее испытание в прошлом, не может быть задано раз и навсегда, оно должно настраиваться на новые вызовы начала ХХI-го века.

Во всяком случае, нам не грозит "отречение" национального государства в пользу глобальной силы анонимного экономического развития, так как в основополагающих сферах компетенция национальных государств и их способность оказывать влияние сохраняются. Только они в состоянии принимать и проводить решения, имеющие определяющее значение для будущего человечества. И, в частности, не просто каждое государство в одиночку, но - в будущем гораздо больше, чем до сих пор, - в сотрудничестве и согласовании с другими. Так, например, срочно необходимы регулирование и принятие мер по охране или восстановлению глобального экологического равновесия или по борьбе с международной преступностью. Они должны быть согласованы на меж- и надгосударственном уровне, но проведены в жизнь и проконтролированы - на национальном уровне. Кто еще должен решать эти и многие другие задачи, как не дееспособное демократическое государство?

Основополагающее решение по созданию Европейского экономического и валютного союза по праву определяет в настоящее время всю дискуссию. Если этот шаг удастся, он будет иметь эпохальное значение. Единая валюта, как "великий интегратор", может взять на себя ту роль, которую в течение десятилетий играли вызовы, связанные с "холодной войной". Тем не менее европейцам не следует торжествовать слишком рано, сейчас как раз подходящее время для того, чтобы задуматься о "дне грядущем". Если завоеванное с помощью евро пространство должно быть обезопасено и перестроено, необходимо найти ответы на насущные вопросы.

Прежде всего правы те, кто предостерегает об опасности экономически, финансово и политически бросить на произвол судьбы единую валюту. Нужно также спросить, каким образом могут быть решены проблемы политической структуры Европы, ее демократических учреждений, обеспечения свобод граждан и новое определение основополагающих принципов солидарности и субсидиарности. Эти вопросы - наряду с расширением Союза на восток - будут определять политическую повестку дня будущих месяцев и лет. Они неразрывно связаны со следующим пунктом европейской повестки дня: каким образом хочет Европа утвердиться в противоборстве с надвигающими вместе с глобализацией политическими, экономическими, общественными, а также культурными проблемами?

Перейти на страницу: 1 2