Можно сделать следующие выводы:
усиление проникновения правительства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сферах экономики.
Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей частной собственности, даже по сравнению с бывшими республиками СССР, средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП, слабой ориентацией государственных расходов на социальные нужды.[5.c.24]
Какие же альтернативы дальнейшего развития может избрать Беларусь? Обнищание населения в последние годы, кризисное состояние бюджетной, денежно-кредитной и валютной сфер экономики свидетельствует о вступлении республики в очередной глубокий социально-экономический кризис. Проявляться новая тенденция будет скорее всего в уменьшении вмешательства государства в экономику на микроуровне, также очень возможны некоторое усиление государственного регулирования на макроуровне и переориентация бюджетных средств на социальные нужды.[5.c.25]
Группой ученых государственных деятелей и практиков, разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, которая определяет стратегию и тактику экономической политики, проводимой в РБ сегодня и в ближайшей перспективе.
Осуществление мероприятий Программы позволит:
•
приступить к активной фазе структурной перестройки
экономики —реформированию ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур, обеспечивающих достижение устойчивых темпов экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики и более полное удовлетворение потребностей населения в материальных и культурных благах и услугах. В результате улучшится отраслевая структура ВВП: доля промышленности стабилизируется на уровне 26%, удельный вес сферы услуг увеличится с 40,5 в 2000 г. до 42% в 2005 г., доля сельского хозяйства уменьшится с 12,7 до 12%, а строительства — с 5,7 до 5,5%.
В воспроизводственной структуре ВВП существенно увеличится доля валового накопления — с 22,8 до 27%, что обусловлено необходимостью ускорения технического перевооружения и модернизации экономики, реструктуризации прежде всего приоритетных отраслей и производств на основе внедрения современных технологий, машин и оборудования.
•
обеспечить переход на устойчивые темпы экономического роста.
Благодаря мобилизации внутренних источников финансовых ресурсов инвестиции в основной капитал за 2001—2005 гг. возрастут в 1,6—1,7 раза. Валовой внутренний продукт увеличится на 35—40%, продукция промышленности — на 28—32, сельского хозяйства — на 22—28, продукция сферы услуг — на 40—45%, в том числе платных услуг населению — на 60—65%. В расчете на душу населения валовой внутренний продукт увеличится с 7,7 тыс. долл. США в 2000 г. до 10,7—10,9 тыс. в 2005 г. (по паритету покупательной способности 1999 г.);
•
повысить уровень жизни народа.
В прогнозируемый период предусматривается:
- улучшить демографическую ситуацию в стране (снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить среднюю продолжительность жизни населения);
- в области политики доходов населения и условий их обеспечения — увеличить реальные денежные доходы населения на 58—63%, реальную зарплату — на 80—85%, поднять удельный вес оплаты труда в ВВП с 34,2 до 45%. Производство потребительских товаров возрастет на 42—47%, розничный товарооборот — на 50—55%;
- увеличить конечное потребление домашних хозяйств в расчете на душу населения на 41—43%, что позволит приблизиться к уровню потребления благ и услуг по рациональным нормам;
- значительно повысить уровень социальной защиты наиболее уязвимых слоев и групп населения. Среднемесячный размер пенсии по возрасту к концу прогнозируемого периода составит 48% средней заработной платы против 42,2% в 2000 г., минимальные гарантии (минимальная зарплата, минимальный размер пенсии по возрасту и другие социальные выплаты) будут приближены к уровню бюджета прожиточного минимума, а тарифная ставка первого разряда составит 120% этого бюджета;
- создать необходимые условия для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения в структуре ВВП и расходной части бюджета. В результате повысится индекс человеческого развития.