К примеру, в ходе истории выделяют цивилизации — локальные, особенные и всемирную; до-индустриальную, индустриальную и постиндустриальную; западно-христианскую, европейскую, техногенную, капиталистическую.
В этом смысле цивилизация и формация по своему содержанию, сути дела, однородные понятия. Цивилизация, как и формация, включает в себя и материально-производственную основу и весь комплекс экономических, политических, правовых, культурных, религиозных и прочих форм человеческого общения, характерных для исторически определенных этапов развития общества.
Принципиальное значение имеет другое: когда мы говорим о цивилизации, то всем этим формам придается равноправное значение, хотя в истории разных обществ роль тех или иных форм (например, религиозных, или политических, или экономических) могла быть неодинаковой. Однако жесткой детерминации и зависимости здесь нет. Именно поэтому мы сталкиваемся с таким разнообразием в определении разных цивилизаций, через которые прошло человечество и в которых оно продолжает пребывать и сегодня.
Формация же предполагает довольно жесткую конструкцию: определяющую роль имеют производительные силы и производственные отношения, образующие способ производства, или материальный базис общества. Над ним возвышается надстройка из всего остального, перечисленного выше. Надстройка может стимулировать или тормозить развитие, но главным движущим мотором изменений является базис, способ производства. Причем в самом способе производства основной движущей силой являются классы, классовая борьба, которая и превращает внутренние противоречия в реальный источник преобразования общества. Отсюда пять формаций и все что с этим связано.[19.с.6-7]
Нередко трактовка понятия цивилизация отождествляется с
мировой цивилизацией, подход к определению которой может быть двояким. Во-первых, можно принять, что мировая цивилизация это сумма многообразных черт разных обществ и, во-вторых, что она сосредоточена лишь в нескольких странах, которые идут в авангарде прогресса. В первом случае мировая цивилизация представляет собой механическое единство всех, весьма различных обществ, во втором она оказывается движимой вперед усилиями лишь нескольких стран и обществ.[27.с. 53]
В зависимости от избранной трактовки понятия мировой цивилизации Цивилизационный подход, если пытаться увязать его с традиционными понятиями капитализма и социализма, означает:
— Выявление общих черт различных обществ, в частности, капиталистических и социалистических.
— Постулирование наличия единой цивилизации и отрицание социализма и капитализма в качестве предцивилизаций.
— Отрицание существования капитализма и провозглашение социализма единственной современной мировой цивилизацией. В этих рамках возможны две позиции — гиперортодоксальная, когда развитие западного общества рассматривается в качестве отклонения от "магистрального пути развития человечества", и гипернеортодоксальная, постулирующая то же самое в отношении так называемого реального социализма.[ 27.c.54]
— Отрицание социализма и провозглашение капитализма единственной цивилизацией, ставшее популярным в последнее время. Признается, что идея социализма, который отождествляется с командно-административной системой, порочна или во всяком случае утопична.
Практический вывод из двух последних подходов в самом общем виде примерно одинаков —независимо от того, как определяется цивилизация и какая оценка по шкале цивилизованности выносится нашей стране, речь идет о том, что она должна перенять опыт передовых стран.
Этот вывод, вообще говоря, практически никем не отрицается, даже теми, кто не разделил бы такие представления о цивилизации.
Для полноты картины упомянем, что цивилизациоиный подход может трактоваться как
общечеловеческий в противовес классовому. Во внешнеполитической области это воспринимается как идея приоритета цивилизационного как глобального перед государственным, национальным.