В тот или иной период развития любой страны происходит изменение структуры собственности на средства производства. Так, в СССР к началу 90-х годов государственная собственность составляла 89 %, колхозная-9%, кооперативная-1,5%. Такое распределение собственности позволяло обеспечивать с одной стороны централизованное управление экономикой, а с другой государственные предприятия были лишены самостоятельности. Отсутствие конкуренции лишало их экономических стимулов к повышению качества продукции (за любую продукцию все равно заплатят) и снижению издержек производства.
Нужен был переход от административно-командной системы к рыночной системе экономики. Прежде всего необходимо было создать равноправные условия для развития различных форм хозяйствования ,равноправия и многообразия форм собственности на средства производства и природные ресурсы.
Когда собственность может быстро и гарантированно передаваться от одного лица к другому, ресурсы будут быстро переливаться туда, где они используются наиболее эффективно.
Рыночное хозяйство базируется на экономической свободе производителей и потребителей, то есть производственно-хозяйственная сфера не входит в компетенцию государства. В тоже время социально-политическая сфера общества , осуществление государственных функций и местного самоуправления является задачей государства, так как обеспечивает баланс интересов производителей, потребителей, малого и крупного бизнеса, работодателей и работников, развитие инфраструктуры, науки , культуры, внешней и внутренней безопасности, законности, правопорядка и т.д.
Естественно, необходимо создать условия для равноправного развития всевозможных организационно-правовых форм предприятий , простых и сложных звеньев отраслевой и территориальной организации народного хозяйства, а в ряде отраслей сохранить преимущественно государственный сектор экономики.
Опыт многих стран показал, что для создания рыночной экономики необходимо введение 3 объектов собственности (недвижимость, движимость и интеллектуальная
собственность).
Собственником является тот, кто держит в руках рычаги контроля за правом владения, пользования, распоряжения, управления, имеет право на доход, право на иммунитет от экспроприации объектов собственности.
Конституция РФ установила следующие формы собственности:
· федеральная собственность;
· государственная собственность субъектов РФ;
· муниципальная собственность;
· частная собственность граждан и их объединений.
В процессе формирования рыночных отношений различные авторы рекомендуют сократить долю государственной собственности до 50-30% основных фондов.