Менее всего основателей и современных представителей неоклассического направления интересуют вопросы социального развития, исторический аспект экономического анализа (что было, напротив, характерно для приверженцев классической школы). Свою задачу они видят в том, чтобы исследовать, как “экономический человек”, фирма, хозяйство будут действовать при неизменных социальных и долговременно устойчивых экономических условиях. Именно такой подход был заложен при разработке теории цен, капитала, распределения ресурсов и доходов.
Индивидуум в неоклассической системе находится в состоянии выбора. Количество благ, которые он может получить, ограничено либо запасом сил и времени, либо имеющимися у него деньгами. В Ситуацию выбора попадает и полностью изолированный от общества Робинзон, распределяющий свои весьма ограниченные силы между удовлетворением различных потребностей, исходя из важности каждой, и человек, живущий в современном обществе. Для экономиста-неоклассика не существенна классовая и историческая принадлежность индивидуума: последний изолирован от общества, которое рассматривается как простая совокупность хозяйствующих индивидуумов.
По мнению неоклассиков, главный мотив человека - собственный интерес, удовлетворение своих различных потребностей. Господствует взгляд на экономику как на равновесную и относительно гармоничную систему, в которой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества (принцип “невидимой руки”). Очевидно, что всякое вмешательство извне затрудняет достижение индивидуумов, а, следовательно, и всем обществом, своего оптимума.
В центре внимания неоклассической школы - фирма, хозяйство, потребитель, максимизация прибыли и минимизация затрат. Неоклассики - защитники традиционных ценностей капиталистической экономики, выдвигающие на первый план частную инициативу и свободное частное предпринимательство в интересах прибыли как главные ее черты, обеспечивающие всей системе динамизм и эффективность.