Согласно принятому законодательному акту, регламентирующему распределение налогов между бюджетами, наиболее весомые в количественном отношении налоги закреплены за федеральным бюджетом, а собственные налоги территориальных бюджетов незначительны. В региональных бюджетах и в целом местных бюджетах они составляют примерно одну треть, в поселко-
вых и сельских бюджетах их доля не превышает 10%.
Однако нагрузка на территориальные бюджеты постоянно
растет, что обусловлено не только тенденцией к передаче с фе-
дерального на территориальные бюджеты многих расходов по
финансированию объектов производственного и социально-
культурного назначения, но и инфляцией. В результате удоро-
жается содержание этих объектов и возрастают затраты, связан-
ные с социальной защитой населения.
Финансовая помощь территориям в Российской Федерации
осуществляется несколькими методами (формами).
1. Основной способ передачи средств из вышестоящих бюд-
жетов нижестоящим — отчисления в процентах от налогов, за-
крепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой
помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ,
основные из которых — единство бюджетных источников для
всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уров-
ней в их мобилизации.
2. В случаях, когда на территориях не имеется достаточного
налогового потенциала и поэтому не имеется возможности от-
регулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от
налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи
средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.
Разновидности дотаций — субвенция (целевая передачи
средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на
условиях долевого финансирования целевых расходов).
3. В случае имеющихся в территориальных бюджетах кассо-
вых разрывов, вызванных сезонным характером поступлений
доходов или осуществления расходов, территориальные бюдже-
ты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.