Важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Наличие подобных предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя.
Однако, не смотря на такое преобладание товарных связей в экономике, в настоящее время даже в развитых странах встречаются остатки натурального хозяйства. Примером является производство на садовых и дачных участках, где горожане пытаются произвести для себя отдельные виды потребительской продукции. Чем больше развит рынок, тем больше товаров существует на рынке, такая потребность в производстве продуктов для себя уменьшается и сокращается сфера действия натурального хозяйства.
Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного производства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно.
Самое упрощенное определение рынка
– это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.
В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924). «Рынок –
это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».[1] В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.
Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.
Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок
» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают: