региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования
расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит
экономическую политику. На основе предоставления регио-
нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов
осуществляется финансирование промышленности, сельского
хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю-
щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши-
ряется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществ-
ляет выравнивание уровней экономического и социального раз-
вития территорий, которые в результате исторических, геогра-
фических, военных и других условий отстали в своем экономи-
ческом и социальном развитии от других районов страны. Для
преодоления такой отсталости разрабатываются региональные
программы, финансируемые из региональных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио-
нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули-
рующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные на-
логи и сборы:
налог на имущество предприятий;
налог на недвижимость;
дорожный налог;
транспортный налог;
налог с продаж;
налог на игорный бизнес;
региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся также доходы от исполь-
зования имущества, находящегося в собственности субъектов
РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч-
реждениями, находящимися в ведении органов государственной
власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных
налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты
субъектов Российской Федерации по нормативам, определен-
ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред-
ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и
трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
Местные бюджеты.
Местное самоуправление — обязательный компонент демокра-
тического государственного строя. Оно осуществляется самим на-
селением через свободно избранные им представительные органы.
Для выполнения функций, возложенных на местные представи-
тельные и исполнительные органы, они наделяются определен-
ными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их
бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные
этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан-
ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты — один ид главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в
их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансо-
вым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между от-
раслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий, организаций и учреждений, подведомст-
венных этим органам власти.
Рост городских поселений, увеличение числа городских жи-
телей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного
жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за
собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста
которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает
последствия экономических и социальных процессов в стране.
Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального
развития на подведомственной им территории. Увеличение числа
поселений, особенно в новых районах освоения, осуществле-
ние мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяй-
ства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут