В соответствии с законом РФ от 25 сентября 1992 года «О денежной системе Российской Федерации» ЦБ регулирует свободную денежную массу, находящуюся в обращении для поддержания покупательной способности рубля (ст. 6).
Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно ЦБ РФ, охватывает:
- сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государством сектору предпринимательства;
- проведение политики в вопросе об учётной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между учётными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов;
- контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»;
- необходимость включения всех федеральных расходов в федеральный бюджет.
В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются кардинальными в экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень независимости Центральному Банку. Это - конституционная гарантия «устойчивости рубля». Обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч. 2 ст. 75).
В ст. 35 Конституции содержатся сразу три важнейшие конституционные гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституционные гарантии права частной собственности предопределяют содержание юридических гарантий собственности в гражданском, уголовном, земельном, финансовом законодательстве. Например, в ст. 306 Гражданского кодекса установлено, что «в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего права собственности, убытки, причинённые собственнику причинённые собственнику в результате этого акта, в т. ч. Стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков решаются судом».
Конституционной юридической гарантией является положение об официальном опубликовании нормативно-правовых актов. Этот фундаментальный конституционный принцип имеет всеобщее применение. Им нужно пользоваться независимо от того, идёт ли речь о законах или о нормативных актах органов исполнительной власти. Действует принцип: то, что делается для общества, должно делаться на глазах общества.
Конституционные нормы ст. 54 о том, что «закон, устанавливающий или утягощающий ответственность обратной силы не имеет», и ст. 57 о том, что «законы, устанавливающие новые налоги или более ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют», являются важными конституционными юридическими гарантиями. Недопустимость обратной силы закона обеспечивает правовую стабильность для предпринимателя. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», п. 11 которого гласит: если в течение срока действия соглашения законодательными актами Российской Федерации будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в него вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть получены при применении норм законодательства, действовавших на момент заключения соглашения.