Спрос
можно представить в виде шкалы, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определённого периода времени. Спрос отражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта на который будет предъявлен спрос при разных ценах при прочих равных условиях.
Обычно мы рассматриваем спрос с точки зрения цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. В такой же мере правильнее, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара. В табл. 3-1 приведена гипотетическая шкала спросаодного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей кукурузы.
Таблица 3-1 Спрос индивидуального покупателя на кукурузу (в бушелях)
Цена за бушель (в долларах) |
Величина спроса в неделю (бушелей) |
5 4 3 2 1 |
10 20 35 55 80 |
Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и её количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен. Мы говорим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке не достаточно. Я могу пожелать купить «порше», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимой суммой денег, оно окажется недействительным и, соответственно, не получит воплощение на рынке. Как видно из таблицы 3-1, если цена за бушель составляет на рынке 5$, наш потребитель будет готов и способен покупать в неделю 10 бушелей; если же цена составит 4$; потребитель будет готов и способен купить в неделю 20 бушелей и т.д.
Шкала спроса сама по себе не даёт ответа на вопрос, какая из 5-ти возможных цен реально существует на рынке кукурузы. Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения. Следовательно, спрос – это просто выпаженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.
Для того чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определённому отрезку времени – дню, недели, месяцу и т.д. Заявление о том, что «потребитель может купить 10 бушелей кукурузы по цене 5$ за бушель», неопределённо и бессмысленно. А вот заявление о том, что «потребитель будет еженедельно покупать 10 бушелей кукурузы по 5$ за бушель», ясно и исполнено большого смысла. Не зная, о каком конкретно периоде времени идёт речь, мы не сможем сказать – велик или мал спрос на товар.