Ключевую роль в определении валового национального продукта играет понятие конечных товаров и услуг. С помощью показателя ВНП предпринимается попытка оценить общие результаты экономической деятельности каждой фирмы и отрасли и избежать при этом потерь и повторного счёта. Для достижения поставленной цели необходимо обратить особое внимание на то, чтобы учитывались только товары и услуги, проданные конечным потребителям, т.е. тем группам лиц, которые будут использовать их либо для внутреннего потребления, либо для инвестиций, либо для осуществления государственных закупок, либо для экспорта. Промежуточные товары, которые приобретаются с целью их последующего использования в виде производственных ресурсов, не включается в ВНП.
ВНП (англ. gross national product) – также, как и валовой внутренний продукт (ВВП), является важнейшим макроэкономическим показателем статистики народного хозяйства страны. Включает в себя сумму товаров и услуг, произведённых национальными субъектами (предприятиями, организациями и частными лицами) за год, независимо от их территориального месторасположения. ВНП отличается от ВВП на сальдо (разность между денежными поступлениями и расходами за определённый период) внешнеэкономических операций, включая сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, сальдо перевода заработной платы иностранных рабочих и сальдо перевода прибылей от вывезенного за рубеж капитала. ВНП может быть больше или меньше ВВП в зависимости от знака сальдо.