Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты, такие, как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т. п. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала. Суммарные активы всех этих специализированных кредитно-финансовых учреждений США почти вдвое превышают активы коммерческих банков.
Таким образом, ведущую роль в кредитной системе занимает Центральный банк, который относительно независим, но согласует с правительством проводимую кредитно-денежную политику, является монополистом в вопросах эмиссии денег и регулирует деятельность как коммерческих банков, так и специализированных кредитно-финансовых институтов.
4.
Денежная масса и ее структура. Денежные агрегаты
Чуть ранее уже было сказано, что предложение денег в экономике исходит от Центрального банка, являющегося монополистом в вопросе эмиссии денег. Однако, следует все же уточнить, что включается в структуру денежной массы, как измеряется ее величина? Поскольку деньги выполняют функцию средства обмена при совершении сделок в экономике, то в простой модели экономики предложение денег сводится к величине активов, служащих этой цели (например, измеряется количеством золотых монет, выпущенных государством). Но в сложной реальной экономике ответ на этот вопрос не столь однозначен. Прежде всего, надо определить понятие денежной массы.
Денежная масса
— это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство[5]
.
В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего, наличные средства- бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле, основная часть сделок между предприятиями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег - депозитов
, которые обслуживаются такими инструментами как чеки, кредитные и депозитные карточки, чеки для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться безналичными деньгами
. При оплате товара или услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.
Вместе с тем, в пассивную часть денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, краткосрочных государственных облигациях, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежной массы получили общее название «квази-деньги» (от латинского quasi - как будто, почти). «Квази-деньги» представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежной массы.
Экономисты называют «квази-деньги» ликвидными активами. Если наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью, то ликвидность «квази-денег» не абсолютна. Вы не можете, например, расплатиться деньгами со срочного счета или акцией за покупки в магазине или проезд на транспорте. В то же время, «квази-деньги» действительно относятся к ликвидным видам богатства, поскольку срочные вклады, а так же некоторые виды акций и облигаций можно превратить в наличные деньги, хотя и с определенными трансакционными издержками.