Эффект, который может быть достигнут через реализацию программ и услуг службы занятости, может быть оценён в трёх плоскостях. Во-первых, такие программы могут быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или через поддержку его контакта с рынком труда. Однако индивидуальная польза может касаться ограниченного круга лиц, не оказывая существенного воздействия на рынок труда или рабочую силу в целом. Поэтому важно, во-вторых, обеспечить реализацию программ, эффект от которых сказывался бы на рабочей силе в целом. Вместе с тем, такой эффект может достигаться разной ценой. Программы способны иметь равный результат по отношению к безработным или их группам, однако расходы на них могут различаться существенно. По этой причине, и это в-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них. Предварительная оценка эффективности программ подтверждает, что программы оказывают различное воздействие на индивидуальном, групповом уровне, а также на рынок труда в целом. Один и тот же результат действительно может быть достигнут за счёт привлечения разных объёмов ресурсов. необходима более аккуратная ориентация программ на целевые группы работников (или проблемы рынка труда). Эти группы должны быть максимально чётко выделены, а программы ориентированы на те проблемы целевой группы, которые можно решить с помощью реализуемых мер.
При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.
В РФ, насколько известно, подобные исследования эффективности пока не проводились. Отсутствует методология и надёжная статистическая информация, приспособленная для этих целей. Так, например, месячная и квартальная статистическая отчётность служб занятости не позволяет выделить число участников ряда программ (например, клубов ищущих работу). Не имеется сведений о планируемых и произведённых расходах на некоторые программы (Важно, видимо, подчеркнуть, что отчётность по числу участников программ и финансовая отчётность должны быть более совместимыми). Затруднительно определить и численность персонала, занятого их реализацией. Не всегда имеется возможность определить целевые группы безработных, реально участвующие в программах, а так же результаты реализации программы после их завершения. Так, например, если сведения о трудоустройстве непосредственно после завершения обучения собираются регулярно, то остаётся открытым вопрос в профессиональной судьбе тех, кто не смог найти работу по истечении одного или нескольких месяцев. Тем не менее, необходимо иметь виду, что подобные «недостатки» относятся вообще к большей части государственных программ и не являются недоработкой службы занятости. Более того, по ряду параметров и программ имеющаяся в службе занятости информация предоставляет возможности для проведения предварительных оценок. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что результаты анализа являются упрощёнными и предварительными.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.