Основным ориентиром при анализе тенденций развития рынка труда, выявлении кризисных регионов, выработке политики занятости и адаптации к рынку труда безработных в России служит уровень регистрируемой безработицы. Вследствие этого государственная политика занятости нацелена главным образом на достаточно узкий контингент лиц, являющиеся клиентами служб занятости. Так, реализация Федеральной целевой программы содействия занятости населения РФ на 1998 – 2000 гг. предполагает «сдержать уровень регистрируемой безработицы в 1998 году в пределах 3,6 %, 1999 – 2000 годах – в пределах 4 – 5 %» (Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ на 1998 – 2000 годы, с. 47 – 48.). В отношении уровня и масштабов общей безработицы программой никаких задач не ставится. Аналогичные цели постулируются и программами занятости ряда субъектов Федерации (См., например: Программа содействия занятости населения Московской области на 1999 – 2000 годы, утверждённая постановлением правительства Московской области. М., 1998, с. 33.). Аналитические материалы и прогнозы Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ целиком построены на анализе показателя регистрируемой безработицы.
Возник даже термин «регистрируемый рынок труда», под которым аналитики Государственной службы занятости понимают движение вакансий и безработных, регистрируемых службами занятости. Тем самым эта часть рынка, по сути произвольно вырывается из общего контекста социально-экономических отношений в сфере труда, что недопустимо.