Новости

Особенности стабилизационной политики.

Стабилизационная политика в переходной экономике имеет целью восстановление потенциального или близкого к нему объема выпуска и соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетного дефицита, стабилизацию валютного курса. Стабилизационная политика нередко включает в себя и регулирование заработной платы («политику доходов»), в том числе временное замораживание заработной платы и цен для преодоления высокой инфляции.

Преодоление высокой инфляции, ее снижение в условиях неустойчивости развития в переходной экономике является важнейшим показателем и критерием экономической стабилизации.

Выделяют два главных варианта стабилизационной политики: ортодоксальную и гетеродоксную или их комбинации. Ортодоксальная программа ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически всех сфер хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Действия государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что связывается с ограничениями государственных расходов) и поддержания темпов прироста денежной массы, соответствующих росту реального выпуска. Предполагается , что рынок сам восстановит макроэкономическое равновесие, а проведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие монетарные меры позволят снять излишек совокупного спроса и снизить уровень инфляции. Обычно ортодоксальная программа проводится в жизнь методом «шоковой терапии».

Гетеродоксная программа стабилизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для народного хозяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек), либо особую социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт, коммунальные услуги и некоторые продовольственные и промышленные товары). Государство оставляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль. Участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно поддерживает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксная стабилизационная политика также предполагает возможность временного ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается переходом от монетаризации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (с помощью выпуска государственных ценных бумаг).

Постепенная либерализация в рамках гетеродоксной политики не приводит к резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких ограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление макроэкономического равновесия становится возможным не только на фоне снижения инфляции, но и при повышении выпуска и занятости.

Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходного периода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни, т.е. одновременно с переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это, несомненно, усложняет задачи государства по проведению стабилизационных программ.