Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антимонопольных мер.
Нельзя обойти стороной и сомнения в опасности монопольной власти, которые неоднократно высказывались разными экономистами (например, австрийским экономистом Й.Шумпетером): 1) относительно малая величина потерь, обнаруженная при эмпирических исследованиях, 2) научно-технический прогресс может быть более быстрым в условиях монополии.4
Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима, и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества.
Здесь могут быть реализованы следующие подходы. Метод предельных издержек заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Метод средних издержек состоит том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Используется также метод установления потолка цен. Однако применение этих методов имеет свои сложности. Метод предельных издержек часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств. Лишенный этого недостатка метод средних издержек может дать результат, когда предельные издержки будут ниже, чем предельная полезность продукта, и, с другой стороны не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист знает заранее, что его расходы будут компенсированы. Установление потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.
Антитрестовская политика представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Главная проблема в реализации этой политики – ограничение монополистических тенденций олигополии. (олигополия – рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм[1]). Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной.
Антиинфляционная политика правительства, согласно кривой Филипса, в краткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению выпуска. Экономика перемещается вправо-вниз вдоль исходной кривой Филипса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается прежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они сокращают объем своего выпуска, а значит и занятость. Для количественной оценки эффективности борьбы с инфляцией используется т.н. коэффициент потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт.
Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филипса и основанных на кейнсианских идеях регулирования совокупного спроса.
Антиинфляционная политика может проводиться методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает возможности быстро снизить инфляцию.
В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание хозяйственной активности государства, жесткое ограничение роста денежной массы, сбалансирование бюджета главным образом за счет сокращения социальных программ и т.д. Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.