График 4. Механизм инфляции предложения
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения устанавливается в точке большей цены.
Дефицитная экономическая система имеет свой особый механизм инфляции предложения (по аналогии с инфляцией спроса). Напомним, что логика спроса здесь как бы «перевернута»: дефицитный рост рыночной цены в сочетании с пессимизмом рациональных ожиданий населения и бизнеса, неопределенностью конъюнктуры провоцирует нарастание спроса в количественном измерении. Короче говоря, чем дороже товар, тем больше его берут. Логика предложения также «перевернута» по сравнению с классической: чем дороже товар, тем меньше его производят. Главная причина отмеченных нелогичностей -- накапливающаяся дефицитность экономики, подкрепленная технико-экономическим монополизмом всех уровней и окрасок.
В силу первопричинности дефицитного спроса, на графике изображен опережающий темп роста спроса по сравнению с ростом предложения (график 5).
График 5. Дефицитный вариант инфляции предложения
Нагнетание дефицитного спроса делает невыгодным стратегию постоянного наращивания объема производства. Предприятию выгоднее в ожидании дальнейшего скачка цен заблаговременно готовиться к незначительному и эпизодическому увеличению выпуска. Так, за 1991 г. количество реализованной продукции даже сократилось, а цена возросла. Налицо дефицитная инфляция.
Таким образом, в условиях дефицитной рыночной экономики инфляция предложения как бы вторична по сравнению с инфляцией спроса. Рост издержек предприятий смещает линию предложения вверх, и цена равновесия растет; но главная составляющая роста цены даже в такой ситуации неизменна -- это дефицитный, накапливающийся спрос.
Стратегия поведения фирмы в условиях дефицитной инфляции по-своему уникальна. «Предприятие можно образно сравнить с автомобилем, разогревающим свой мотор. Водитель не знает, куда ему ехать, и чаще всего ему невыгодно ехать куда-либо, даже если он знает направление: расход бензина в силу несбалансированности инфляции может не окупиться даже при кажущейся на первый взгляд выгодности перевозки пассажира или товара. К сожалению, топливо расходуется даже тогда, когда реального движения нет: двигатель должен быть разогрет, готовность к движению должна быть максимальной. Затраты топлива на разогрев двигателя--это как бы издержки предприятия по сохранению трудоспособного коллектива, поддержанию технических параметров производства и прочие сопряженные издержки.» 3
Можно высказать следующие рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в СНГ.
1. Постараться сохранить основной профиль бизнеса (продукт или вид услуги).
2. Диверсификация, как в пределах основного профиля, так и шире.
3. Выделение из структуры предприятия или создание преимущественно малых торгово - посреднических фирм.
4. Акцент на разнообразные и многочисленные короткие по времени и высокодоходные операции с высокой степенью риска.