Новости

Анализ мировой практики решения проблем инвестиционной активности.

Крупномасштабное техническое перевооружение в США, Японии, Великобритании и Германии сопровождались массовой ликвидацией устаревших неперспективных предприятий и производств. Например, в США в 1981 году в автомобильной промышленности, чёрной металлургии и текстильной промышленности были закрыта на переоборудование или ликвидированы десятки предприятий. Так, только с 1980 по 1985 года было закрыто 250 текстильных предприятий. В сталелитейной промышленности США с 1978 по 1987 года было ликвидировано 700 заводов, цехов, участков, на 25% сократился станочный парк в металлообрабатывающих отраслях.

Аналогичные процессы происходили в Японии. Для отраслей, не соответствующих общемировым тенденциям научно-технического прогресса, государством были определены конкретные ориентиры для свертывания при производства. Сокращение мощностей проводилось согласно специальным государственным пятилетним программам, принятым в рамках чрезвычайных законов 1978 и 1988 годов, действие которых распространялось на 14 отраслей («Специальный чрезвычайный закон о структурно-депрессивных отраслях» и «Временный закон для структурной перестройки ряда отраслей»). Ликвидация устаревшей техники в структурно-депрессивных отраслях достигла огромных масштабов. Только в алюминиевой промышленности она составила около 2/3 стоимости всего оборудования.

В Великобритании правительство М. Тэтчер сделало ставку на содействие упорядоченному свёртыванию и реорганизации старых подотраслей и развитию новых. Государственная помощь предоставлялась исключительно под проведение модернизации, сокращение старых мощностей, расширение конкурентной среды.

В Германии структурные преобразования промышленности осуществлялись через деконцентрацию, дедиверсификацию предприятий. Ликвидации подвергались устаревшие производства в целых территориальных округах.

В целом государственная политика капиталовложений в развитых странах в течение последних 20 лет направлена на структурную перестройку экономики на основе ресурсосберегающих и новейших технологий, широкой компьютеризации, а также новых систем управления, включающих повышение роли и ответственности региональных властей. Местным властям отводится важная роль в региональном планировании и зонировании территорий, экологической политике и управлении инвестиционными программами. Именно они определяют социальный аспект территориальных программ, составляют (с помощью научных учреждений), демографические прогнозы регионов, разрабатывают планы создания рабочих мест и необходимых объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также занимаются вопросами привлечения подрядчиков, проектировщиков, инвесторов и деловых партнёров (спонсоров).

Перейти на страницу: 1 2 3